Планирование производственного бизнеса

Знания, как составить бизнес-план, можно использовать и для производственного планирования. Подобный документ бывает разного объема: все зависит от подробностей, деталей. Разработать бизнес-план производства можно по образцу с расчетами на год, разбив его поквартально и помесячно.


Планирование производственного бизнеса

Структура и методика

Перечень разделов связан с производственными масштабами, количеством направлений деятельности. Но вне зависимости от этих параметров в документе должны быть такие пункты:

  • цели проекта;
  • описание организации;
  • учет факторов рынка – внутренних и внешних;
  • потребности в ресурсах – оборудовании, людях, капитале.

Условно планирование производства разделяется на три ступени: разработку, уточнение, утверждение. Но даже последний этап не является завершающим. На протяжении распланированного времени документ корректируется, дополняется по изменениям экономической среды.

Будущий успех планирования возможен лишь на основе анализа ситуации на рынке товаров или услуг. Требуются доказательства того, что конкуренты не удовлетворили запросы покупателей либо предлагают продукт низкого качества. Если это не так, определяется, есть ли свободная ниша, которую намеревается занять организация. То есть, возможно ли внедрится на рынок, принимая во внимание уже действующие на нем производства.

Образец бизнес-плана производства

Развернутый вид документа включает планы:

  • маркетинга и объема продаж;
  • материально-технического обеспечения;
  • организационно-технологических мероприятий;
  • технико-экономических норм;
  • прибылей сотрудников;
  • капитальных вложений;
  • соцразвития коллектива;
  • внешней экономической деятельности;
  • юридического;
  • охраны природы.

Обязательными разделами являются финансовые расчеты, анализ рисков.

Стоит заметить, что для разных производств объем документа, время и средства, потраченные на исследования, будут различаться. Нельзя сравнивать бизнес-план мини-цеха по производству плитки и крупного кирпичного завода. Для компаний микробизнеса, не требующих значительных вливаний, допускается использовать шаблоны бизнес-планов для отраслей, которые несложно отыскать в сети.

Планирование производства продуктов питания – на видео:

Особенности планирования

На первой стадии создания документа определяются возможные организации, которые будут поставлять материалы, сырье и топливо, потенциальные покупатели. Если есть необходимость во внешних вливаниях, то намечаются возможные инвесторы.

В документе также делают акценты на состав и стоимость применяемого оборудования. Хорошо, если в штате уже имеются технологи и конструкторы, которые дадут экспертное заключение. Если это производственный стартап, на помощь придут поставщики оборудования. Помимо оплаты самой техники, не стоит забывать и о том, сколько стоит ее доставка плюс пошлины (если оборудование изготовлено за границей), установка, проведение пусконаладочных работ.

Важно рассчитать и размеры цеха. Чтобы это выяснить, рассчитывают площадь, которую занимают приборы при монтаже. После, пользуясь нормативами, устанавливают:

  • наименьшие рабочие зоны;
  • величину проходов;
  • дистанцию между аппаратами и от них до стенок по минимальному допуску.

В документе также учитывают все расходы, которые пойдут на эксплуатацию оборудования. Электроэнергия, сжатый воздух, «голубое топливо», вода – все эти ресурсы указываются в расчетах. Не забывают и о расходниках, комплектующих. Чтобы рассчитать расходы на электрическую энергию, нужно знать установочную и рабочую мощность техники.

Рекомендация! Так, выяснив суммарный установочный показатель всех аппаратов при двухставочном тарифе, можно определить расходы за подведенную мощность, а общее рабочее значение покажет затраты на потребляемое электричество.

Немаловажная часть документа – это прогноз текущих производственных издержек. К ним причисляются прямые траты на изготавливаемый товар, коммунальные услуги, транспортные затраты, плата за аренду помещений под цеха. Учитывайте административные расходы – телефонию, интернет, канцелярию, поддержку веб-ресурса.  Не стоит забывать про маркетинговые траты на рекламу, продвижение, стимуляцию продаж.

Производственный бизнес-план не нужно представлять в надзорные органы, поскольку он является коммерческой тайной. Руководителю необходимо определить порядок и схему защиты конфиденциальных сведений, содержащихся в документе. Основываясь на утвержденном проекте, можно создать рекламный вариант, не содержащий конфиденциальной информации, секретных технологий, коммерческих сделок организации, чтобы представить его потенциальному инвестору.