Как составить бизнес-план – правила и пошаговая инструкция

Главная  \  Бизнес  \  Бизнес школа

Этот письменный документвсесторонне рассматривает процесс развития предприятия. Включает финансовые цели, способы достижения в контексте рыночной среды. Если знать, как составить бизнес-план, можно отследить правильность работы предприятия, найти инвесторов.

Как составить бизнес-план – правила и пошаговая инструкция Как составить бизнес-план – правила и пошаговая инструкция

Правила составления

Четкий БП станет руководством для развития успешного предприятия.

Перед тем, как написать бизнес-план, возьмите на вооружение пять правил:

  • Не создавайте избыточно длинный документ. Конечно, подробное описание не уместить на одной страничке. Это мини-формат. Но 50-страничный документ длинноват. Его трудно изменять в процессе развития предприятия, у инвесторов не найдется времени изучать пространный текст. Попытайтесь сократить до лаконичного варианта.
  • Делайте акцент на аудиторию. Используйте язык, который поймут будущие читатели. Если компания предлагает продукт высоких технологий, постарайтесь, чтобы описание понимали потенциальные инвесторы, избегайте профжаргона, аббревиатур. Если потребуется спецификация, используйте точное научное описание в приложении.
  • Создайте точную стратегию развития. Описывайте конкретные действия на протяжении определенного временного периода – 30 дней, 90 дней, полгода, год.
  • Определите плюсы и минусы деятельности, проанализируйте возможные потери, слабые стороны. Для наглядности отразите некоторые пункты графически, с помощью таблиц, диаграмм.
  • Не бойтесь ошибок. Большинство коммерсантов– не деловые эксперты. Чтобы упростить создание подробного документа, начните с одностраничного варианта. А на его основе постройте развернутый.

Согласно данным HBR, самые успешные предприниматели создают БП в течение 3–12 месяцев после того, как решили открыть предприятие. 

Особенности планирования с нуля – навидео:

Виды и классификация

Планировочная документация различается не только по размерам и подробности. Классифицируют бизнес-планы по назначению:

  • Стартовые. Документ для запуска нового предприятия включает разделы с описанием продукта или услуги, рыночного потенциала, прогнозы доходов, прибыли, движения денежных средств.
  • Внутренние. Ориентированы на определенную аудиторию, например, маркетинговую команду, которой необходимо оценить проект. Описывают текущее состояние предприятия, включая операционные затраты, рентабельность, потенциальные расходы на маркетинг, наем специалистов, технические траты, рыночный анализ.
  • Стратегические. Относятся к самым долгосрочным. Они включают миссию, критические факторы успеха, стратегии достижения целей, график реализации. 
  • Технико-экономические. Описывают потребность в продукте, услуге, целевые демографические показатели, необходимый капитал, рекомендации для дальнейшего развития.
  • Операционные. Включают маркеры реализации, крайние сроки достижения целей на предстоящий год, обязанности сотрудников.

Существуют также БП роста, необходимые для масштабирования компании. Их составляют для внутренних либо внешних целей. Если рост требует вложений, БП должен содержать все нюансы, чтобы удовлетворить потенциальных инвесторов. Если в дополнительных вливаниях нет нужды, акцент делают на финансовых прогнозах продаж, расходов.

Рекомендации опытных специалистов

По мнению основателя крупнейшего онлайн-магазина «Амазон» ДжеффаБезоса, хороший прогноз жизненно необходим для развития предприятия. Он говорил: «Нормальные здравомыслящие люди присылали мне массу комментариев, утверждающие, что планирование не работает». Однако успех «Амазона» показывает обратное.

По мнению Безоса, дело не в том, чтобы правильно угадывать будущее. Речь идет об улучшении управления предприятием. Прогнозы и реальность будут различаться. БП необходимо постоянно пересматривать, этот документ должен быть гибким.

KayeVivian, эксперт по планированию, советует, как можно улучшить содержание и презентацию документа:

  • Выясните все о целевой аудитории, конкурентах. 
  • Подкрепляйте утверждения фактами.
  • Будьте консервативны во всех финансовых оценках, прогнозах. 
  • Реалистично рассчитываете траты времени, ресурсов.
  • Объясните, почему ваша идея станет работать. При этом будьте логичны.

Entrepreneur.com предлагает при создании документа учитывать прогноз развития компании, основные цели и миссию, отраслевой и рыночный анализ, организационную структуру, маркетинговую стратегию, анализ безубыточности. Также рассчитайте все возможные финансовые расходы.

По мнению предпринимателя и инвестора Патрика Халла, немаловажен размер документа. Если он разрабатывается с целью получения инвестиций, вы должны сделать его более детальным. Обязательно имейте в виду, что потенциальные инвесторы не обязательно знакомы с отраслевой спецификой, поэтому нужно четко объяснить свою концепцию.

Совет! Если вы просто разрабатываете «дорожную карту» для себя, деловых партнеров, документ не обязательно делать столь подробным. Но вы все равно должны наметить цели и то, как хотите их достичь.

При планировании рекомендуется применять SWOT-анализ. Он позволяет оценить:

  • Strengths – достоинства;
  • Weakness – недостатки;
  • Opportunities – возможности;
  • Threats – угрозы.

Пункты, где описываются сильные и слабые стороны, показывают то, на что предприниматель способен влиять. На возможности, угрозы воздействовать нереально.

Как составить бизнес-план – правила и пошаговая инструкция

Благодаря SWOT можно рассмотреть идею с разных сторон. Прием актуален перед запуском стартапа, открытием фирмы, выводом нового продукта на рынок.

Образец составления бизнес-плана

Можно составить бизнес-план самому либо использовать шаблоны, подходящие для вашей отрасли. Просто скачайте пример на соответствующей площадке, адаптируйте его под свои нужды:

Образец составления бизнес-плана

Если вы хотите получить дотацию от государства, стоит воспользоваться образцом, как составить бизнес-план самому, на ресурсе региональной службы занятости.

Образец составления бизнес-плана с описанием можно найти в книгах, например, «Как разработать бизнес-план. 69 готовых бизнес-планов» К. Петрова, «Как подготовить бизнес-план. Советы начинающему предпринимателю» Н. Котельниковой, «Руководство Ernst&Young по составлению бизнес-планов» Б. Форда, Д. Борнстайна и П. Пруэтта.

О составлении инвестиционно интересного документа рассказывает известный предприниматель и тренер Радислав Гандапас:

Пошаговая инструкция

Перед тем, как составить бизнес-план самостоятельно, проанализируйте потенциальные рынки сбыта. Выясните, какой сегмент населения станет использовать вашу продукцию или услуги с учетом возраста, географии, семейного, финансового положения, интересов. Даже если вы разработали универсальный продукт, нужно сначала определить меньшую, более целевую группу клиентов, возможных конкурентов. Необходимо четко определить, что вам потребуется, чтобы начать работу. Это касается не только материальных расходов, но и времени для достижения результатов.

Пошаговая инструкция

Как написать бизнес-план – пошаговая инструкция:

Шаг 1. Создание титульной страницы

Там размещается информация о компании, ее владельце, контактные данные. На следующей страничке указывается содержание. Если вы боитесь, что кто-то украдет оригинальную идею, вставьте соглашение о неразглашении тайны, которое будут подписывать, например, потенциальные инвесторы.

Шаг 2. Оформление резюме

Это краткий обзор всего, что будет описано дальше. Оно не должно превышать одной-двух страниц в объеме. По нему большинство инвесторов составляет мнение о проекте, решая, стоит ли в него вкладываться. В этой главе указывают цели, имеющиеся ресурсы, потенциальные расходы и доходы, способы реализации задуманного. Также вписывают необходимую сумму инвестиционных вложений, сроки возврата средств. Все эти данные должны быть ужаты до нескольких абзацев.

Шаг 3. Формулирование коммерческих целей

Их нужно представлять заранее, перед тем, как составлять бизнес-план самостоятельно. Они должны быть абсолютно конкретными, достижимыми. Минимум таких целей – четыре. При наличии патентов или авторских прав, обязательно упомяните об этом, подтверждая уникальность продукции.

Шаг 4. Описание миссии

Здесь указываются нематериальные ценности предприятия. Миссия не является постоянной величиной, она развивается по мере роста деятельности. Пошаговая инструкция не всегда включает этот пункт, но он может показать социальную значимость вашего начинания, что станет преимуществом в глазах инвесторов.

Шаг 5. Анализ рынка

Эта часть состоит из двух подпунктов: исследования сферы деятельности и оценивания рыночной конкуренции. В первом случае главное – выяснить, что продаваемо в выбранной нише, а что спросом не пользуется. Информация обязана быть свежей. Далее важно оценить возможности, предложения конкурентов. Они есть, даже если вы продвигаете уникальный продукт. Кто-то обязательно предлагает нечто близкое вашей целевой аудитории.

Шаг 6. Оценка возможностей кампании в отраслевых рамках

Перечислите ключевые факторы успеха: в чем ваши реальные преимущества перед конкурентами. Здесь нужно указать всю правовую информацию о новой компании, данные о недвижимости, технике, которая будет использоваться.

Шаг 7. Перечисление продуктов или услуг

Вы объясняете, что предлагаете потенциальному клиенту. Четко сформулируйте описание, технологические критерии. Можно даже приложить качественные фотографии. Если вы собираетесь предоставлять дополнительные продукты и услуги после первоначального запуска, тоже укажите их.

Шаг 8. Составление маркетинговой стратегии

Здесь вы должны раскрыть стратегию продвижения товаров или услуг – все способы раскрутки вашего дела. Помимо интернет-маркетинга используйте оффлайн-методы: визитные карточки, листовки, местные средства массовой информации, прямую почтовую рассылку, журнальную рекламу, вывески. Расскажите, какова будет рекламная политика, сколько придется вложить в продвижение.

Шаг 9. Создание плана производства  

Опишите этапы производства продукции, соответствующие им технологические процессы, требования к квалификации персонала. Перечислите поставщиков, подрядчиков и субподрядчиков, партнеров. Укажите методики, позволяющие, если необходимо, увеличивать либо уменьшать объемы производства.

Шаг 10. Организационное планирование

Этот пункт включает график реализации проекта с указанием точных сроков. Рекомендуется привести выдержки из законов и нормативов, регулирующих работу выбранной сферы деятельности в стране.

Шаг 11. Финансовые расчеты

Здесь необходимо составить обоснованный прогноз доходов и расходов за выбранный период. Чаще всего создается помесячный расчет на год. Удобнее всего оформить эту информацию в Excel. Дополнительно проводится анализ по определению выхода на точку безубыточности. Также этот пункт включает прогноз прибылей и убытков, акций, скидок.

Шаг 12. Проведение анализа потенциальных рисков

Раздел включает не только перечисление возможных опасностей, но и способы их предотвращения, стратегии выхода из сложных ситуаций, если они все же возникнут. 

Завершается пошаговая инструкция приложением, где размещена информация о компании, которая не соответствует указанным выше категориям. Например, разрешение на строительство, договоры аренды, документация оборудования, лицензии и разрешения, рекомендации. Пошаговая инструкция не всегда включает этот пункт, но иногда он необходим для дополнительного убеждения инвесторов.

При создании бизнес-плана самостоятельно учитывайте, что это не статичный документ. Поскольку предприятие растет и развивается, в планировочные данные постоянно вносятся поправки. Это дает возможность расширять свое дело, оглянуться назад и увидеть, что достигнуто, а что – нет. 

Оцените материал: 

Оценок: 1 (средняя 5 из 5)