Методики, применяемые для разработки бизнес-планов


Без планирования невозможно создание и эффективное развитие предприятия. Для правильного составления прогнозов и расчетов применяются проверенные методики бизнес-плана.


Методики, применяемые для разработки бизнес-планов

Основные методы планирования

Методика разработки бизнес-плана – комплекс методов и приемов, применяющихся при написании документа, например:

  • нормативных;
  • проектно-вариантных;
  • балансовых;
  • программно-целевых;
  • математических;
  • аналитических.

Но чтобы планирование было эффективным, нельзя взять за основу только один метод. Только комплексное исследование потенциала предприятия даст корректные результаты.

Методики составления бизнес-плана подразделяются на международные, национальные, локальные. Первый тип создан UNIDO – Комитетом по проблемам промышленного развития ООН. Методика предполагает единый подход к созданию технико-экономического обоснования и плана развития организации. Это позволяет интегрировать бизнес на международный рынок.

В соответствии с методологическим подходом UNIDO, в планировочный документ включает 11 подпунктов:

  1. Резюме.
  2. Основную идею проекта.
  3. Рыночный анализ, стратегию маркетинга.
  4. Описание сырьевой и материально-технической базы.
  5. Местоположение и влияние на экологию.
  6. Инженерное проектирование и технологические.
  7. Организацию производства, накладные затраты.
  8. Человеческие ресурсы.
  9. Планирование и смету.
  10. Финансовые расчеты, показатели эффективности.
  11. Анализ доходов, расходов.

Национальные и локальные методики подчиняются требованиям определенных государств или даже населенных пунктов. Так, в РФ в 1999 году разработали общие методические рекомендации оценки того, насколько эффективны инвестиционные проекты. В них принята во внимание специфические особенности отечественной экономики, например, неоднородность инфляции и несовпадение ее с колебанием курса валют, а также информационная неопределенность проектов для инвесторов и значительный риск, связанный с вложением в большинство стартапов.

Подробнее о методике бизнес-планирования – на видео:

Этапы составления документа


Но, несмотря на методологические различия, любое планирование идет по определенной схеме. Так, вначале создается проект документа, ведутся необходимые расчеты, исследования. Затем проводится пересмотр, вносятся изменения и уточнения. Окончательный документ редактируется, форматируется, предоставляется заинтересованным сторонам.

Основные этапы разработки:

  1. Инвентаризация и сбор информации о рынке, ближайших конкурентах, технологических процессах, логистике, необходимых ресурсах.
  2. Подготовка плана продаж путем оценка емкости рынка, доли основных игроков, анализа отраслевых трендов.
  3. Создание организационного и производственного планов, касающихся персонала, инфраструктуры, технологических операций.
  4. Подготовка финансового плана, определяющего потребности в финансировании проекта, а также показателей его эффективности.
  5. Анализ рисков, определение мер по их предотвращению и снижению.
  6. Подготовка описательной части документа на основе собранной и проанализированной информации.
  7. Формирование плана реализации с учетом динамики параметров проекта во времени.
  8. Аудит документа с проверкой корректности прогнозов и расчетов.

Завершается все составлением четкого бизнес-плана со всеми сопроводительными материалами, включая презентацию.

Если проводится планирование развития уже действующего предприятия, важен еще один этап: оценка стоимости объекта. Его целью является выявление альтернативных издержек при анализе эффективности инвестиций в проект.

Рекомендация! При проведении расчетов рекомендуется применять подход «сверху вниз». Его суть состоит в том, что сначала экспертным путем формируются общие оценки продаж, затрат, основных финансовых результатов, а затем проводится детализация оценок.

Для осуществления расчетов при подготовке маркетингового, операционного и финансового планов рекомендуется использовать Excel вместо программных продуктов, автоматизирующих разработку. Это даст открытость расчетных данных, упростит их анализ. Необходимо с самого начала эффективно выстраивать финансовую модель, обеспечивая взаимосвязь ее показателей, а также разделение исходных, промежуточных и окончательных показателей.

Получившийся документ должен состоять из реальных фактов и обоснованных предложений. Постарайтесь, чтобы расчеты проверили профессионалы – бухгалтер, аудитор. Если потенциальный инвестор обнаружит ошибки, шансы на вливание извне резко упадут. Также важно, чтобы документ обладал гибкостью для внесения корректировок в разработанные программы.