Методики, применяемые для разработки бизнес-планов
Без планирования невозможно создание и эффективное развитие предприятия. Для правильного составления прогнозов и расчетов применяются проверенные методики бизнес-плана.

Содержание статьи:
Основные методы планирования
Методика разработки бизнес-плана – комплекс методов и приемов, применяющихся при написании документа, например:
- нормативных;
- проектно-вариантных;
- балансовых;
- программно-целевых;
- математических;
- аналитических.
Но чтобы планирование было эффективным, нельзя взять за основу только один метод. Только комплексное исследование потенциала предприятия даст корректные результаты.
Методики составления бизнес-плана подразделяются на международные, национальные, локальные. Первый тип создан UNIDO – Комитетом по проблемам промышленного развития ООН. Методика предполагает единый подход к созданию технико-экономического обоснования и плана развития организации. Это позволяет интегрировать бизнес на международный рынок.
В соответствии с методологическим подходом UNIDO, в планировочный документ включает 11 подпунктов:
- Резюме.
- Основную идею проекта.
- Рыночный анализ, стратегию маркетинга.
- Описание сырьевой и материально-технической базы.
- Местоположение и влияние на экологию.
- Инженерное проектирование и технологические.
- Организацию производства, накладные затраты.
- Человеческие ресурсы.
- Планирование и смету.
- Финансовые расчеты, показатели эффективности.
- Анализ доходов, расходов.
Национальные и локальные методики подчиняются требованиям определенных государств или даже населенных пунктов. Так, в РФ в 1999 году разработали общие методические рекомендации оценки того, насколько эффективны инвестиционные проекты. В них принята во внимание специфические особенности отечественной экономики, например, неоднородность инфляции и несовпадение ее с колебанием курса валют, а также информационная неопределенность проектов для инвесторов и значительный риск, связанный с вложением в большинство стартапов.
Подробнее о методике бизнес-планирования – на видео:
Этапы составления документа
Но, несмотря на методологические различия, любое планирование идет по определенной схеме. Так, вначале создается проект документа, ведутся необходимые расчеты, исследования. Затем проводится пересмотр, вносятся изменения и уточнения. Окончательный документ редактируется, форматируется, предоставляется заинтересованным сторонам.
Основные этапы разработки:
- Инвентаризация и сбор информации о рынке, ближайших конкурентах, технологических процессах, логистике, необходимых ресурсах.
- Подготовка плана продаж путем оценка емкости рынка, доли основных игроков, анализа отраслевых трендов.
- Создание организационного и производственного планов, касающихся персонала, инфраструктуры, технологических операций.
- Подготовка финансового плана, определяющего потребности в финансировании проекта, а также показателей его эффективности.
- Анализ рисков, определение мер по их предотвращению и снижению.
- Подготовка описательной части документа на основе собранной и проанализированной информации.
- Формирование плана реализации с учетом динамики параметров проекта во времени.
- Аудит документа с проверкой корректности прогнозов и расчетов.
Завершается все составлением четкого бизнес-плана со всеми сопроводительными материалами, включая презентацию.
Если проводится планирование развития уже действующего предприятия, важен еще один этап: оценка стоимости объекта. Его целью является выявление альтернативных издержек при анализе эффективности инвестиций в проект.
Рекомендация! При проведении расчетов рекомендуется применять подход «сверху вниз». Его суть состоит в том, что сначала экспертным путем формируются общие оценки продаж, затрат, основных финансовых результатов, а затем проводится детализация оценок.
Для осуществления расчетов при подготовке маркетингового, операционного и финансового планов рекомендуется использовать Excel вместо программных продуктов, автоматизирующих разработку. Это даст открытость расчетных данных, упростит их анализ. Необходимо с самого начала эффективно выстраивать финансовую модель, обеспечивая взаимосвязь ее показателей, а также разделение исходных, промежуточных и окончательных показателей.
Получившийся документ должен состоять из реальных фактов и обоснованных предложений. Постарайтесь, чтобы расчеты проверили профессионалы – бухгалтер, аудитор. Если потенциальный инвестор обнаружит ошибки, шансы на вливание извне резко упадут. Также важно, чтобы документ обладал гибкостью для внесения корректировок в разработанные программы.