Ошибки при составлении бизнес плана

Изучение распространенных ошибок при составлении бизнес плана до того, как вы его напишете, сделает задачу намного проще. Грамотный и четкий документ даст новому предприятию больше шансов на успех.


Ошибки при составлении бизнес плана

Ошибки при оформлении бизнес-плана

Даже самые точные расчеты не будут замечены, если документ неграмотный. Орфография, пунктуация, грамматика и стиль – все это важно. Инвесторы ожидают, что человек, основывающий компанию, знает родной язык или хотя бы способен проверить текст на грамотность в интернете.

К другим оформительским ошибкам бизнес-плана можно отнести:

  • Небрежность. Даже лояльных инвесторов раздражают несимметричные поля, отсутствующие номера страниц, диаграммы с неверными единицами измерения, таблицы без заголовков, непонятная техническая терминология, отсутствие оглавления. 
  • Пестрота. Не нужно использовать множество шрифтов, цветов, обилие графиков. Сложные макеты страниц выглядят так, будто предприниматель скрывает информацию.
  • Разговорная речь. БП – официальный документ, который пишется в деловом стиле. Шутки, остроты, жаргон лучше оставить для дружеских посиделок.
  • Незавершенность. Каждый из разделов документа должен иметь логическое завершение, осмысленное окончание.
  • Расплывчатость. БП – не литературное произведение. Информация должна подаваться четко, подтверждаться фактами.

Но в то же время не следует делать документ излишне детализированным. Сведите технические элементы к минимуму, а если есть необходимость в детализации, перенесите эту информацию в приложение. 

Фактические ошибки при составлении бизнес-плана

Кредиторы и инвесторы ожидают, что им будет показана реалистичная картина развития предприятия, подтвержденная фактами. Но начинающие бизнесмены иногда совершают промахи, из-за которых их проекты отклоняют. Проблема может быть в том, что вы:

  • не определили целевую аудиторию;
  • не выявили точные цели проекта;
  • избыточно расхвалили бизнес-идею;
  • представили непроверенные результаты исследований;
  • использовали недостоверную информацию, например, о ценообразовании;
  • не проанализировали возможности конкурентов;
  • не выявили уникальность продукции или услуги;
  • не определили каналы сбыта;
  • не составили четкий план продвижения продукции;
  • не указали возможные риски и методы их нивелирования;
  • были непоследовательны, к примеру, выделяли различные целевые рынки, цитировали противоречивую статистику.

Разумеется, инвесторам не понравится, если отсутствует четкая схема возврата заемных средств. Отсутствие этого раздела повлечет за собой отказ в финансировании проекта. Также кредиторы насторожатся, если БП показывает исключительно сильные стороны предприятия. Не скрывайте слабостей, но и не подчеркивайте их слишком ярко. Лучше отметить их и указать детальную стратегию того, как вы планируете решать эти проблемы.


Фактические ошибки при составлении бизнес-плана

И еще один момент. Банки и инвесторы предпочитают предоставлять финансирование для активов или деятельности, которые принесут деньги. Например, они готовы вложиться в покупку здания или оборудования, профинансировать надежную маркетинговую программу. Но инвестиции в заработную плату обычно никто не делает. Особенно, если вы просите большие суммы для себя. Лучше вложить зарплатные расходы на первое время в стартовый капитал.  

Чего не должно быть в грамотном документе

KayeVivian, эксперт по написанию бизнес-планов уверена, что следующие пункты нельзя включать в БП, если вы хотите найти инвестиции:

  • Пустые обещания. Если вы делаете заявление,  подкрепляйте его статистикой, фактом или даже цитатой из законодательных, нормативных актов.
  • Слухи о конкурентах. Нельзя сообщать инвесторам, что конкурирующая фирма «близка к банкротству» или что-то в этом духе, если это не подтверждено фактами.
  • Рекламные лозунги. Не стоит употреблять звонкие фразы: «Стопроцентная гарантия», «Отсутствие конкурентов», «Уникальный товар». Будьте правдивыми. Также не следует грешить превосходной степенью и сильными прилагательными: невероятно, удивительно, великолепно, потрясающий, самый лучший.
  • Переоценка финансовых возможностей. Конечно, вы хотите выглядеть хорошо, но не стоит быть избыточно оптимистичным. Лучше недооценить свои силы, чем не оправдать ожидания инвесторов.
  • Слишком оптимистичные временные рамки. Не стоит обещать, что выйдете на полную окупаемость за месяц. Даже при самых оптимистичных прогнозах для стабильной работы проекта потребуется как минимум полгода. Если вы думаете, что на это уйдет три месяца, удвойте прогнозируемый временной период. Ведь можно столкнуться с проблемами, которые пока неизвестны.
  • Уловки. Серьезные инвесторы хотят фактов, а не трюков. Они могут съесть шоколадные розы, которыми вы их угощаете на презентации проекта цветочного магазина, но это не даст никаких гарантий инвестирования.
  • Дилетантские финансовые прогнозы. Потратьте немного денег и попросите бухгалтера сделать их для вас. Профессионал сделает это в нужном формате, как ожидают кредиторы и инвесторы.

Важно! Совершение критических ошибок бизнес-плана, скорее всего, приведет к тому, что ваш бизнес-план будет отклонен потенциальным банковским кредитором или инвестором. Поэтому важно после написания провести тщательную проверку документа. Обязательно попросите нескольких человек просмотреть план перед его отправлением инвестору либо на конкурс проектов. Даже если ваши помощники не будут предпринимателями, «свежим глазом» они заметят мелкие ошибки или неточности, которые вы проглядели.

Однако самой важной проблемой является то, что предприниматель составляет документ и, получив инвестиции, откладывает в сторону, полностью забывая о нем. А когда приходит время выплат кредиторам, спохватывается. Но БП – это «живой» инструмент, который требует периодического обновления, чтобы оставаться актуальным. Тогда он действительно сможет служить путеводителем в бизнесе.