Особенности составления внутреннего бизнес-плана

Внутренний бизнес-план составляется по той же схеме, как и любой другой, но делает акцент на пункты, имеющие отношение к реальному положению дел в организации. Его целью является личная программа действий предпринимателя.


Особенности составления внутреннего бизнес-плана

Документ характеризуется большей подробностью, проработкой деталей, адаптирован к внутренней системе учета и планирования. Он не только выступает в качестве руководства к действию, но и задает перспективу последующего развития компании. Для оценки эффективности применяются те ключевые показатели, которыми можно управлять.

Внутрифирменное планирование предполагает два вида бизнес-планов:

  • Стратегические. Отражают цели компании, способы их достижения. Обычно включают видение коммерческой деятельности, формулировку миссии, определение критических факторов успеха, стратегии достижения целей и график реализации.
  • Операционные. Определяют маркеры реализации, крайние сроки на предстоящий год, обязанности сотрудников.

Специфических внешних требований документ не имеет, главное: понятность, четкость изложения. Структура и объем регламентируются внутренними требованиями руководства, службы контроллинга. Чтобы улучшить восприятие, не стоит с пренебрежением относиться к изобразительной стороне плана. Грамотный подбор иллюстраций, таблиц, графиков позволит наглядно показать стратегии, способы улучшения работы предприятия, новые модели роста. 

Для подготовки применяют современные программные средства: Project-expert 5.0, Marketing-expert, Plan, «Аналитик», другие. Можно проводить расчеты и стандартно, в Excel. Предприниматель сам принимает решение о том, какая структура, какой объем будет у бизнес-плана, о формировании разработочных таблиц.

Этапы внутреннего стратегического планирования – на видео:

Адресатом внутреннего плана может являться не только сам бизнесмен, но и менеджеры среднего звена, а также все сотрудники организации. Однако нужно понимать, что в документ обычно внесены сведения конфиденциального характера, которые не рекомендованы для разглашения. Они касаются преимуществ перед конкурентами либо затрагивают уязвимые места предпринимательства, взаимоотношений с партнерами, представителями органов власти, закрытую информацию о технологических процессах. Поэтому, составляя внутрифирменный бизнес-план, стоит использовать дифференцированный подход, выдавая дозированную информацию согласно степени соответствия, доверия и полномочий каждого читающего его.