Порядок аналитической оценки бизнес-плана

Главная  \  Бизнес  \  Бизнес школа

Анализ бизнес плана проводится инвесторами, потенциальными партнерами, чтобы оценить разумность вложений. Если предприниматель обратился за составлением проекта к консультантам, ему самому требуется последующая оценка полученного документа. Правильный анализ разделов бизнес-плана может принести предпринимателю либо инвестору миллионы рублей экономии.

Порядок аналитической оценки бизнес-плана Порядок аналитической оценки бизнес-плана

Причины проведения аналитических мероприятий

Оценка, в первую очередь, направлена на выявление инвестиционных или кредитных рисков. Самому же предпринимателю, который выяснил, как составить бизнес-план, и сделал это, аналитические методы покажут, действительно ли стоит продолжать деятельность в выбранном направлении.

Анализ бизнес плана предприятия позволяет инвесторам выяснить, возможно ли получить хороший доход от вложений при наименьшем риске. После этого оценивается экономическая эффективность. Особенное внимание уделяется анализу объема привлекаемого капитала, индустриальных мощностей, требующихся, чтобы проект был реализован.

Мнение эксперта! Успешные коммерсанты ставят амбициозные цели, но строят реалистичные по времени и ресурсам стратегии для их достижения. 

Каждая часть плана демонстрирует, что бизнесмен разбирается в выбранной сфере деятельности. Самым важным является финансовый раздел: большинство предпринимателей склонны недооценивать затраты и переоценивать прибыль. Документ должен показать, что цифры реалистичны, а автор предполагает возможность ошибок, перерасхода средств, экономических спадов. 

Этапы анализа

Аналитический процесс состоит из пяти основных шагов.

Шаг 1 - предварительная экспертиза

Здесь оценивается реальное состояние отрасли, описывается положение фирмы в выбранной нише. Определяется тип экономики отрасли:

  • зародышевый (солнечная энергетика);
  • развивающийся (-технологии);
  • зрелый (производство часов);
  • состаривающийся (печать бумажных журналов, книг).

Положение компании на рынке может быть доминантным, сильным, нестабильным, благоприятным, слабым и нежизнеспособным. На основе сопоставления критериев составляется матрица жизненного цикла. Проекты, находящиеся в левой верхней части, являются успешными, а находящиеся в нижней правой – провальными. 

Шаг 2 – маркетинговый анализ

Его цель – выявление возможностей предприятия в продаже продукта (услуги) и получении дохода в объеме, оправдывающем инвестиции. Здесь обязательно проводится оценка рынка и конкурентной среды. Также оценивается нацеленность инвестиционного проекта (ИП) на внутригосударственный либо международный рынок, его совместимость с внутренней или внешней политикой государства.

Шаг 3 – техническая оценка

На этой стадии определяют технологии, которые больше всего подходят для целей проекта. Анализируются местные условия, доступность и цена сырьевого продукта, энергии, рабочей силы. Идет проверка потенциала реализации ИП.

Шаг 4 – финансовая экспертиза

Для инвесторов и кредиторов – это главный раздел анализа проекта бизнес-плана. Если предприятие действующее, проверяется его финансовое состояние за три последних года. Если это стартап, оценивается, насколько окупаемым будет ИП. Для этого проводится анализ объема финансовых потоков, который должен покрывать величину суммарной инвестиции, при этом учитывается временная стоимость денег.  

Эффективность капитальных вложений определяется: 

  • Способом чистого современного значения ИП (NPV). Его рассчитывают, применяя формулу NPV=[сумма]CF(k)/((1+r)^k), где CF – чистый финансовый поток, r – стоимость капитала, который был привлечен. Если показатель больше нуля, проект принимают, если нет – отклоняют.
  • Путем выявления внутренней нормы рентабельности (IRR). Чтобы определить этот показатель, нужно решить уравнение INV=[сумма]CF(j)/((1+IRR)^j), где CF – входной финансовый поток в j-ый период, а INV – значение инвестиции. Если IRR больше либо равно стоимости капитала, ИП принимается, иначе – отклоняется.

Дополнительно ведется анализ чувствительности проекта и расчет показателя безубыточности.

Анализ чувствительности ИП – на видео:

В большинстве случаев подобные расчеты ведутся с использованием специального финансового калькулятора либо EXCEL. Инвесторы не слишком доверяют цифрам, полученным при подсчетах вручную.

Обязательно проверяется уровень налоговых ставок. Если в анализе бизнес-плана, к примеру, выявляется, что налог на доходы организации составляет более 35 процентов, расчеты считаются устаревшими, документ нужно перерабатывать. При необходимости кредита изучается ставка: размер не может быть меньше текущей ставки рефинансирования ЦБ. Если бизнес-план финансируется из различных источников, оценивается величина процентов, сроки и объемы во всех договорах.

Шаг 5 – оценивание рисков

Проверяются возможные опасности: финансовые, рыночные, инвестиционные, производственные, политические.

Заключительным этапом является проверка возможности достижения обозначенных целей. Все это в комплексе позволяет провести оценить не только рыночную стоимость проекта, но и насколько он эффективен, его реальные перспективы.

Оцените материал: 

Оценок: 2 (средняя 4.5 из 5)





Читайте также