Правильная структура бизнес-плана: важные разделы

По структуре бизнес-планы предприятий различаются в зависимости от типа, объемов производства, привлечения внешних финансов. Но если знать, как планировать бизнес по пошаговому руководству, можно сделать акцент на индивидуально важных пунктах.


Правильная структура бизнес-плана: важные разделы

Каковы основные пункты документа

Если говорить о структуре бизнес-плана кратко, в нее обычно входят следующие подразделы: 

  1. Титульный лист.
  2. Резюме.
  3. Цели проекта.
  4. Миссия.
  5. Анализ рынка.
  6. Оценка возможностей предприятия в отрасли.
  7. Описание продукции либо услуг.
  8. Маркетинговый, производственный и организационный планы.
  9. Финансовые расчеты.
  10. Оценка рисков.
  11. Приложение.

Все шаги описаны в другой нашей статье. Если развитие проекта требует внешних вливаний, дополнительно включают подраздел «Показатели эффективности», а также пункт с юридической информацией, в котором расписывается, как будут отвечать стороны при нарушении договоренности.

Структура бизнес-плана с описанием разделов – на видео:

На чем сделать акцент в каждом разделе

Планирование помогает сформулировать цели, уникальное торговое предложение, операционную структуру, определить маркетинговые стратегии, ресурсы и инвестиции, которые могут потребоваться для развития. Рассмотрим подробнее структуру бизнес-плана по пунктам:

  • Титульная страница. Раздел должен включать в себя название предприятия, контактную информацию.
  • Резюме. Краткое объяснение того, что такое ваша компания, каких результатов собирается достичь, почему будет успешной. На одной-двух страничках нужно расписать особенности отрасли, рыночной среды, уникальность продукта, конкурентных преимуществ. Подраздел оформляется уже после того, как проведено основное планирование, сделаны расчеты.
  • Цели. Благодаря этому разделу потенциальные инвесторы должны быстро понять предпринимательскую концепцию, ее ценностное предложение.
  • Анализ рынка. Сосредоточьтесь на своих клиентах, их предпочтениях, потребностях и демографических данных. Цель состоит в том, чтобы продемонстрировать, что на рынке действительно есть возможности для вашей компании. Здесь же проводится конкурентный анализ с акцентом на преимуществах предлагаемого товара, услуги.
  • Отраслевые возможности. Предоставьте прошлые и текущие данные о тенденциях, перспективах, критических особенностях отрасли, в которой предприятие будет работать.
  • Описание продукции, услуги. Важным моментом будет показать, почему ваш продукт будет нравиться покупателям, его преимущества, возможности расширения предприятия.
  • Организационное планирование. Здесь акцент делается на управлении подразделениями: как вы наладите бесперебойную работу предприятия. Раздел описывает, кто будет отвечать за разработку, маркетинг и управление. 
  • Маркетинговая стратегия. Расскажите, как вы собираетесь продавать свой продукт или услугу. Сосредоточьтесь на возможностях продукта, технологиях привлечения клиента. Дополнительно можно сделать таблицу прогноза продаж и диаграмму, показывающую потенциальный объем сделок ежемесячно и на год.
  • Производственное планирование. Опишите простым языком технологии создания продукта. Если это уникальная запатентованная вещь, сделайте отсыл в приложение, куда вложите копию патента.
  • Финансовые расчеты. Раздел обязателен в , будь это стартап или расширение предприятия. Включает в себя затраты на запуск, эксплуатацию, маркетинг, финансирование, а также оценки доходов, анализ безубыточности. Прогнозы всегда должны подкрепляться вескими доказательствами в цифровых значениях. Для наглядности большая часть расчетов подается в таблицах и диаграммах. Это может быть анализ безубыточности, прогнозируемые прибыли и убытки и т.д.
  • Риски. В этом разделе описываются наиболее вероятные проблемы реализации проекта. Но важнее – как вы будете реагировать на них.

В приложение – важный подраздел структуры бизнес-плана, к примеру, можно включить помимо технологических схем, отзывов о продукции, таблицу прогноза продаж, прибылей и убытков, движения финансовых средств, предполагаемое штатное расписание. Если компания уже работает, сюда войдет балансовый отчет за предыдущие годы. 

В структуре бизнес-плана организации важны все разделы, но на некоторые из них потенциальные инвесторы обращают большее внимание. Это, как правило, резюме (которое описывает преимущества предприятия в целом и необходимые инвестиции), а также финансовые прогнозы. В последнем случае стоит обратиться за помощью к профессионалу. Не специалисту трудно самостоятельно оформить отчет о прибылях и убытках, баланс, движение денежных средств, рассчитать ключевые показатели эффективности.