Геймификация, что это такое? Примеры успешной реализации в бизнесе и лучшие техники игрофикации
Геймификация в бизнесе – это использование игровых механик в неигровых процессах. Если этот подход применять правильно, можно добиться значимого увеличения эффективности решения производственных и корпоративных задач.

Содержание статьи:
- Основные понятия и лучшие книги по геймификации
- Компоненты геймификации – десять игровых механик
- Книги, статьи и тренинги об игрофикации
- Готовые решения для геймификации на предприятии
- Геймификация в бизнесе: примеры в мировых компаниях
- Примеры геймификации в России
- Геймификация в подборе и обучении персонала
- Геймификация в продажах
- Плюсы и минусы геймификации
Основные понятия и лучшие книги по геймификации
Большинство людей делит свою жизнь на две категории. К первой относится работа и связанные с ней обязательства. Ко второй – хобби, приятные занятия для души. Любимые и яркие дела предпочтительнее, ими человек занимается с удовольствием.

Геймификация в бизнесе (или игрофикация) – способ превратить обыденную работу в увлекательную игру. Одними из первых такой способ мотивации в бизнесе стали применять в компании Bunchball, основанной Раджатом Пахарией в 2007 году.
Игрофикация в бизнесе использует технологии, схожие с теми, что дизайнеры компьютерных игр внедряют для привлечения геймеров. Но применяются они к неигровым процессам: эффективным продажам, подбору идеально подходящих компании сотрудников, обучению персонала, повышению рейтинга организации.
Факт! Использование мотивационных gamification-методик делает рутинную работу привлекательной. Результат – увеличение продаж, сплоченность коллектива, удовлетворенность клиентов, лояльность сотрудников.
Игровые сценарии предполагают взаимодействие всех игроков в реальном времени и использование поощряющих и мотивирующих элементов.
О геймификации в бизнесе – на видео:
Компоненты геймификации – десять игровых механик
Правильные игровые механики необходимы для привлечения и мотивации пользователей – сотрудников и клиентов. Основных компонентов геймификации десять, они применяются в разных комбинациях в зависимости от цели проекта:
- Немедленная обратная связь – вовлечение пользователей в игровую деятельность путем постоянных напоминаний на экране компьютера или уведомлений на смартфон. Это могут быть поздравления с достижениями или сообщения о новом этапе игры.
- Прозрачность. Достигается путем создания личных или командных профилей, где можно увидеть прогресс игроков.
- Цели, которые нужно достичь. Могут быть краткосрочными или долгосрочными.
- Свидетельства достижений – показатели, определяющие овладение навыком или уровень опыта.
- Статус в сообществе. Преодолев определенный уровень, игрок открывает для себя новую часть квеста и получает заслуженную награду.
- Onboarding – эффективное включение в коллектив и работу без длительной и скучной подготовки.
- Сотрудничество. Командная работа дает возможность выполнять масштабные задачи и обмениваться опытом.
- Конкуренция. Соревнование бодрит пользователей, а таблицы лидеров позволяют наглядно увидеть, кого из конкурентов можно обогнать на текущем этапе.
- Сообщество. Его создание дает возможность обмениваться мнениями и достижениями.
- Баллы. Необходимы для подкрепления виртуального успеха материальными поощрениями. Обычно с их помощью можно приобрести товары или получить другие виды наград, например, лишний выходной.
Благодаря использованию игровых механик, рабочий процесс становится увлекательным состязанием с системой вознаграждений, а не утомительной «обязаловкой».
Книги, статьи и тренинги об игрофикации
Правильное понимание того, что такое геймификация в бизнесе, позволит создать идеальный сценарий «производственной» игры. Чтобы освоить все тонкости процесса, нужно изучить соответствующую литературу. В первую очередь, стоит обратить внимание на книгу «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса» гуру геймификации Кевина Вербаха и Дэна Хантера. Они на практике известных компаний показывают все прелести игрофикации и раскрывают последовательность ее внедрения в любой сфере бизнеса.
Техники геймизации в странах постсоветского пространства интересно описаны в журнале «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд». Автор статьи «Почему геймификация работает и три основных правила мотивации» Бурлаченко А. В. подсказывает, как сделать довольными всех участников процесса и повысить эффективность деятельности любой команды.
Еще одна полезная работа – «Геймификация в бизнесе» Гейба Зикермана и Джоселин Линдер. В книге подробно описываются выигрышные стратегии и варианты игровых методик, позволяющие завладеть вниманием сотрудников и клиентов.
Мнение эксперта! Бесплатные уроки и обучающие тренинги по геймификации подойдут тем, кто ценит наглядность в обучении. Благодаря им можно научиться создавать системы игрофикации и выбирать нужные элементы в зависимости от целей компании.
Так, узнать, почему привлечь и удержать пользователей с помощью игры дешевле, чем рекламой, можно из видеокурса директора отдела гейм-дизайна RJ Games Константина Сахнова, а практике геймизации поучиться у Владимира Полоника, спикера и одного из разработчиков системы игрофикации в Netpeak.
Готовые решения для геймификации на предприятии
Специалисты в области игровых сценариев считают: лучше, если организация подбирает индивидуальную стратегию, ориентируясь на поставленные цели и задачи. Но у руководства предприятий не всегда есть время и средства для разработки подобных проектов. В этом случае можно воспользоваться готовым решением.
Например, EXECT Business Training предлагает различные виды деловых игр в сфере маркетинга, менеджмента и управления персоналом. Варианты игровых решений для разных сегментов бизнеса, включая образование, продажи, лояльность клиентов, предоставляют такие сервисы, как MLevel, Badgeville, LevelEleven и Intuitive.
Важно! Во многих компаниях есть бесплатный пробный период с ограниченными возможностями. Пример такой платформы – OpenBadges. Она имеет открытый исходный код для создания и выдачи бейджиков работникам предприятия, успешно прошедшим обучение или достигшим определенного уровня мастерства.
В режиме онлайн подобрать подходящие игровые механики можно на сервисе «Пряники», а воспользоваться конструктором игрового интранета для компании – на платформе Gamification Lab. Последняя предлагает брендирование игр и использование на игровой страничке корпоративных цветов.
Геймификация в бизнесе: примеры в мировых компаниях
За рубежом игровые техники для коммерческих целей применяют довольно давно. Как успешно используется геймификация в бизнесе – примеры западных компаний, специализирующихся в разных областях коммерческой деятельности:

- Samsung применяет игровую механику значков, свидетельствующих о прохождении разных уровней. Они достигаются в разных сферах – создании контента, просмотра видео, общения в сообществе.
- Компания по продвижению фитнес-приложений для здорового образа жизни Fitocracy разработала целую схему мотивационных уловок, позволяющих ощутить спортивный азарт и увлечься спортивными занятиями и правильным питанием. Из основных механик применяется зарабатывание баллов за каждую тренировку и значков для разблокировки особых достижений, а также общение в сообществе онлайн в любое время.
- Онлайн-сервис для изучения английского языка LinguaLeo предлагает погрузиться в интерактивные джунгли и вместе со львом Лео и познавать языковые нюансы с применением механики быстрой обратной связи. Обучение ведется весело и увлекательно, а за успешно выполненные задания пользователи получают «фрикадельки». Их можно обменять на отдельные пакеты упражнений. Так большая цель дробится на несколько маленьких, и изучение языка уже не кажется непосильной задачей.
Геймификация в ресторанном бизнесе необычно воплощена в Not Your Average Joe’s. Американская сеть ресторанов устроила соревнование сотрудников с помощью спецприложения Muse. У каждого работника – свой аккаунт, где учитываются все чеки и чаевые, а также реализованные блюда. Победителям «гонок» предоставляются льготы, к примеру, дополнительные выходные. А если официант продал мало конкретных блюд, скажем, пицц, ему предлагают пройти личный квест: реализовать за заданное время определенное количество «Пеперони» и «Маргарит». В случае успеха он получает дополнительные баллы.
Реализуется игрофикация не только в коммерческих, но и в научных целях. Так, ученые всего мира играют в онлайн-головоломку о фолдинге протеинов Foldit. Они стараются наиболее удачно свернуть белковую структуру. Этот исследовательский проект Вашингтонского университета имеет цель найти вакцину против СПИДа.
Примеры геймификации в России
Отечественные предприятия вслед за западными компаниями начали использовать игровые сценарии. Рассмотрим, как применяется геймификация в бизнесе – примеры успешной реализации в российских реалиях.
Сотовый оператор YOTA предложил своим сотрудникам поиграть в «Звездные войны». Регионы, где располагаются точки компании, стали галактиками, а сами отделы – звездолетами. Планы по реализации продукции превратились в Звезды смерти. Чтобы зарядить свой космолет, нужно было продать определенное количество модемов. Каждая реализованная сим-карта становилась успешным выстрелом из лазерного оружия по войскам Темной стороны.
Войска галактик состязались в количестве пораженных Звезд смерти. Но просто выстрелов было недостаточно. Для победы нужно довести космический корабль к цели. А в этом помогали тренинги, курсы, заполнение чек-листов. Перенос вселенной «Звездных войн» в корпоративную реальность повысил не только процент продаж, но и уровень знаний сотрудников, их мотивацию и вовлеченность.
Еще один оператор – «МТС» тоже запустил воинственную игру Red Quest, но направленную на внешнюю, клиентоориентированную геймизацию. Геймерам нужно было защищать планету, проявляя знания мифологии и истории Земли. За это игроки получали баллы, плюс их премировали за подключение к новым тарифам. В результате общее количество участников составило более 3,5 миллиона, а объем продаж вырос на 20 процентов.
Популярной тенденцией становится банковская геймификация, примеры в бизнесе финансовых учреждений показывают эффективность игровых методик:
- «Тинькофф Банк». Его направленность – работа онлайн и молодая, активная целевая аудитория. Банк одним из первых использовал игровые техники для привлечения клиентов к новым продуктам. Держателям «кредиток» предлагалось пройти челлендж «Кейс на миллион», выполнив семь заданий за пять недель. 444 участника, успешно прошедших квест, разделили миллион рублей и получили по 12 тысяч миль с возможностью потратить их на билеты любых авиакомпаний.
- «Промсвязьбанк». Руководство банка решило не завлекать клиентов банальными скидками, а предложило отыскивать сокровища на виртуальных островах и получать за это призы. Игра рассчитана на участие родителей с детьми. А главный приз – семейное путешествие в экзотическую страну. Проект получил Премию Рунета.
- «Альфа Банк». В этом финансовом учреждении применяется а основе симулятора «Альфа-город» – тренажера для продажи банковских продуктов. Те, кто успешно повышает квалификацию, получают баллы, которые можно обменять на подарки.
- «Банк Хоум Кредит». Здесь отличившихся специалистов поощряют «денежными» премиями в виде собственной «валюты» – HOMEчков. Необычные деньги можно потратить на покупку сувениров, техники и даже автомобиля.
Собственную «валюту» – бобрики использует и компания «КРОК». Их платят за активное отношение к работе. Потратить «деньги» можно на все что угодно: от красивого растения до путешествия. Возможны даже совместные покупки, когда активисты скидываются на что-то нужное для офиса или корпоративную поездку.
Геймификация в мотивации персонала используется для того, чтобы сохранить коллектив. Если человек не видит перспективы развития, ему скучно и тошно работать, он покидает предприятия. И никаким повышением оклада его не остановишь. А игрофикация возвращает интерес к работе, азарт. Особенно, если игра подкреплена материальными бонусами.
О мотивации персонала игровыми методами – на видео:
Геймификация в подборе и обучении персонала
Крупные компании используют игровые стратегии, чтобы привлечь новых сотрудников – от талантливой молодежи до высококвалифицированных специалистов. Для профориентации геймификацию использует, например, ОАО «РЖД», создав систему детских железных дорог.
Что касается гейм-рекрутинга, он применяется уже много лет. Создание игровой атмосферы дает возможность выявить сильные и слабые стороны кандидатов, их творческий потенциал, способность к командной работе. Геймификация в HR позволяет привлечь тысячи кандидатов и выбрать самых лучших:
- С помощью кейса Work4rich рекламное агентство Goodby Silverstein & Partners искало помощника руководителя. Задания были необычны даже по меркам креативных рекламистов. Заинтересовались лендингом более 15000 человек из разных стран мира. Пока такой успех в привлечении кандидатов на вакантное место не превзошел никто.
- Google при поиске талантливых сотрудников проводит творческие состязания Google Code Jam, главным призом которых становится не только престижная работа, но и 50000 долларов.
- TWiga устраивает театральные представления на сценических подмостках компании, привлекая тех, кто заинтересован в работе. Это позволяет определить, сможет ли будущий сотрудник эффективно взаимодействовать с командой.
Необычным способом подыскивали специалистов в британской Секретной разведслужбе. Они зашифровали сообщение и предложили будущим спецагентам расшифровать его. Так кадровики разведслужбы смогли подобрать действительно заинтересованных соискателей.
Геймификация в продажах
Этот тип игрофикации наиболее четко подразделяется на внешний и внутренний. В последнем случае акцент делается на мотивацию сотрудников отделов продаж. То есть применяется геймификакция в управлении персоналом.
Факт! Внешняя игрофикация подразумевает внедрение игровых элементов для привлечения клиентов, удержания их внимания на бренде или конкретном товаре.
Самыми простыми инструментами считаются онлайн-калькуляторы на ресурсах ипотечного кредитования или конструкторы на сайтах продажи недвижимости, земельных участков. Уже давно пользуются популярностью реферальные программы. За привлечение новых клиентов пользователи получают скидки либо бонусы.
Есть примеры и более необычных игровых стратегий:
- Amazon.com награждает клиентов за качественные отклики о товарах.
- Reebok предлагает скидку, равную числу берпи (упражнений), которые нужно сделать за указанное время.
- Domino’s запустила игру Pizza Mogul, с помощью которой можно сотворить пиццу с любой начинкой и получать проценты с продаж необычного блюда.
Геймификация в продажах использует поведенческие особенности людей в игровой среде. Для этого пользователи подразделяются по классификации исследователя игр Ричарда Бартла на четыре типа: киллеры, социальщики, исследователи и накопители. Первые больше «ведутся» на соревнования, вторые – на общение. Третьими движет любопытство, четвертыми – высокомерие и жадность. Игровые механизмы зависят от продаваемого продукта и возможной целевой аудитории.
Плюсы и минусы геймификации
Главное достоинство игровых стратегий – они обычно обходятся дешевле рекламных кампаний, а мотивируют и привлекают клиентов больше. Геймификация позволяет поднять корпоративный дух, повышает ответственность и интерес к работе сотрудников без выплаты премий.

К преимуществам игровых методик также можно отнести:
- повышение производительности труда;
- выявление лидеров;
- улучшение микроклимата в коллективе;
- принятие сотрудниками корпоративных ценностей.
Однако игра способна увлечь, и азартная погоня за баллами и бэйджами не позволит качественно выполнять основную работу.
К другим недостаткам геймификации относят:
- утомление от длительной, однотипной игры;
- трата рабочего времени при неправильной организации;
- финансовые расходы на разработку игровых платформ.
Не стоит забывать о манипуляционной составляющей игрофикации. Поэтому такие стратегии должны внедряться мягко и разумно. Если люди не хотят участвовать в них, то принуждать их не стоить. Выяснить, насколько коллектив готов поиграть можно, используя расчет индекса вовлеченности.
Хорошо воздействуют игровые стратегии на миллениалов, для которых интерес важнее, чем деньги. Но люди старшего поколения могут иметь противоположную точку зрения.
Главные ошибки игровых проектов наглядно можно отразить в таблице:
Ошибка |
Негативный результат |
Предотвращение |
Размытые цели и отсутствие планирования. |
Равнодушие целевой аудитории, невозможность управления механикой игры. |
Постановка конечных и промежуточных целей и четкое планирование на этапе составления проекта. |
Акцент на соревновательной части. |
Возможные ссоры в коллективе, борьба за лидерство. |
Прозрачность рейтингов лидеров, чтобы показать их сменяемость, фокус на сотрудничество, коллективную работу. |
Обилие призов. |
Несерьезное отношение к бесчисленным бейджикам и баллам, потеря интереса к игре. |
Акцент на мотивации, а не на внешних «вешках». Баллы и бейджи должны обозначать достижения, а не являться целью. |
Геймификация – отличный бизнес-инструмент, но им нужно уметь пользоваться. Размах игровой стратегии может быть разным, это зависит от целей и возможностей бюджета. Но, как можно заметить, игровые стратегии в основном используют крупные предприятия. А небольшие компании практически не внедряют их.
Однако использование даже скромных готовых решений поможет повысить мотивацию сотрудников, конкурентоспособность, производительность и, как следствие, доходы предприятия. Стратегии геймификации хороши для укрепления корпоративного духа и привлечения потенциальных клиентов независимо от размеров компании.