Исполнение бюджета - это долгий и сложный процесс. Он состоит из нескольких этапов и формируется из разных видов доходов: закрепленных и регулирующих. Первые составляют его основу, поэтому определение, что такое закрепленные доходы, является основополагающим при изучении структуры бюджетных доходов.

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦСЕТЯХ:

Что же такое закрепленные доходы?

Государственный бюджет формируется из разных видов отчислений, основную часть которых составляют закрепленные и регулирующие доходы. Согласно определению в законодательстве, закрепленные доходы являются видами доходов, которые поступают в бюджет в четко установленном количестве согласно строго сформированной процентной ставке в течение длинного периода, но не менее 5 лет.

Что же такое закрепленные доходы

Регулирующие в свою очередь могут меняться и устанавливаются каждый раз на новый период во время утверждения госбюджета на следующие год. Они складываются из налоговых отчислений и прочих платежей, направляемых в бюджет. Их главное назначение - сбалансировать доходы и расходы.

Благодаря фиксированному разделению закрепленных доходов между бюджетами на разных уровнях повышается независимость частей бюджетной системы. Они закреплены БК РФ и законами о налогах и сборах.

Общая суть и использование закрепленных доходов

Государственный бюджет представляет собой четко сформированный порядок сбора и применения денежных ресурсов, рассчитанный на определенный финансовый период.

Государственный бюджет предназначен для выполнения следующих функций:

  • регулирование денежных потоков в стране и укрепление связи между федеральным центром и субъектами;
  • контроль деятельности правительства;
  • определение параметров экономической политики;
  • создание рамок деятельности для правительства.

Благодаря бюджету возможно контролировать потоки финансов на разных государственных уровнях и формировать важные показатели экономики.

Доходы бюджета завершают путь движения экономических потоков от разных финансовых сфер. А расходы начинают его.

Государственный бюджет формируется из следующих видов закрепленных доходов:

  • пошлин и неналоговых сборов;
  • акцизов;
  • разных региональных и местных видов налогов.

В свою очередь статьи расходов составляют:

  • промышленные и сельскохозяйственные;
  • социальные выплаты;
  • оборонный сектор;
  • здравоохранение;
  • госуправление;
  • научные изыскания.

Если разницы между расходами и доходами нет, то бюджетная система сбалансирована. Если же есть отклонения в какую-либо сторону, то речь идет о дефиците и профиците.

При дефиците бюджета наблюдается отрицательная разница между  расходами и доходами. Профицит, соответственно, наоборот, то есть когда доходных средств поступает больше, чем происходит расходов. Для покрытия отрицательной разницы в доходах и расходах применяются дополнительные средства. Сюда относятся внутренние и внешние способы финансирования.

В первом случае дефицит перекрывается:

  • выпуском ценных бумаг;
  • кредитами из других бюджетов;
  • финансами ЦБ.

Чтобы сократить дефицит бюджета внешними методами, начинают продавать ценные бумаги на мировом рынке и кредитоваться в иностранных банках, организациях или правительствах. Эти методы могут применяться вместе и составляют общий объем.

Все поступающие закрепленные доходы бюджетов, согласно законодательству, разделяются на несколько категорий:

  • от предприятий;
  • от пользования собственностью, находящейся в государственном и муниципальном ведении;
  • средства от внешнеэкономической, государственной деятельности;
  • налоги с доходов граждан.

В зависимости от формы закрепленных доходов поступления бывают налоговыми, неналоговыми и безвозмездными.

Согласно порядку зачисления бюджетные доходы бывают закрепленные (собственные) и регулирующие. Первые означают средства, которые закреплены за определенным бюджетом в строго фиксированном количестве или процентном отчислении. Они поступают в бюджет на постоянной основе и составляют так называемый костяк госбюджета.

Они формируются из:

  • налоговых отчислений, которые закреплены за бюджетами разных уровней и фондами РФ;
  • неналоговых отчислений;
  • безвозмездных перечислений от юридических лиц, фондов и международных организаций.

Регулирующие же нужны для выравнивания разницы между доходами и расходами. Они формируются на определенный финансовый период.

Налоговые доходы

Закрепленные налоговые доходы означают отчисления от разных видов налогообложения. Их размер рассчитывается на основе полученных данных за текущий период и прогнозируется на будущий.

Сюда относятся закрепленные налоги и сборы на имущество федерального, местного, регионального уровня, а также на продукцию, ввозимую в РФ, госпошлины, работу и услуги, осуществляемые в России, плюс штрафы при нарушении порядка уплаты налогов.

Несмотря на то, что собственные доходы бюджета не расходные и не подлежат детализации, в отчете видно, от какой отрасли идет больше налогов. На основании этих данных вносятся коррективы в законодательство налоговой системы РФ, чтобы привести расходы и доходы к равновесию.

После учета всех корректировок происходит планирование исполнения бюджета на следующий финансовый период. Это долгий и объемный процесс. Основы исполнения бюджетов определены в Бюджетном кодексе РФ в ст. 24. Цель этого процесса заключается в создании полноценного финансирования государственных мероприятий. Так оценивается деятельность исполнительных и представительных органов. В ходе этого процесса решаются следующие задачи:

  • регуляция плановых отчислений в бюджеты;
  • активизация резервов;
  • организация экономного расхода государственных средств;
  • контроль за финансовой дисциплиной.

Этой работой занимаются не только высшие гос. органы, но и министерства, ведомства, исполнительные органы, администрации субъектов РФ и местные организации.

Исполнение бюджетов происходит в трех главных направлениях:

  • доходном;
  • расходном;
  • из источников средств для дефицита.

Все действия в рамках этого процесса определены Конституцией РФ и гражданским, бюджетным, налоговым и прочим кодексами.

Неналоговые зачисления

Неналоговые зачисления включают:

  • Отчисления за пользование государственным или городским имуществом. Исключение составляет собственность в ведении автономных организаций, унитарных и казенных;
  • Деньги от реализации имущества;
  • Отчисления от прибыли платной сферы услуг;
  • Средства, взимаемые при штрафах, компенсациях, комиссиях, в счет возмещения вреда;
  • Отчисления с самообложения населения.

Неналоговые зачисления

Все финансы сначала поступают в банки, специальные кассы и кредитные организации, затем все поступившие доходы перечисляются на счета соответствующих фондов.

Исполнение закрепленных бюджетов по доходам включает:

  • перевод поступивших на счет бюджета доходов;
  • расписание регулирующих доходов согласно утвержденному бюджету;
  • возврат лишних сумм, перечисленных в бюджет;
  • контроль за учетом и отчетами о доходах бюджета.

Неналоговые доходы

Все отчисления направляются в определенные бюджеты, которые установлены нормативными актами. Ответственные службы контролируют, чтобы неналоговые отчисления оплачивались вовремя и в соответствии с нормативным актом. Если закрепленные доходы не вносятся в установленный период или внесены не полностью, то их возмещение происходит принудительно. Срок на оплату просрочки - 3 суток для физических лиц, а для юридических - до 6 лет. Вопросами раскрытия налоговых преступлений занимается Федеральная налоговая полиция.

Излишки закрепленных доходов в бюджете перераспределяются для других платежей или возвращаются.

За просрочку внесения налоговых отчислений назначаются штрафы и санкции.

Безвозмездные зачисления

Часть закрепленных доходов бюджета поступает из безвозмездных зачислений. Эти выплаты включают:

  • социальные выплаты из бюджетов других уровней;
  • финансовую поддержку местным властям от государства на конкретный период времени и для определенных целей;
  • межбюджетные трансферты;
  • добровольные отчисления от физических и юридических лиц, а также международных организаций, правительств других государств, различные пожертвования.

Безвозмездные зачисления в структуре закрепленных и регулирующих доходов применяются для регулирования разницы при возникновении дефицита.

Безвозмездные перечисления

Безвозмездные перечисления предоставляются на определенные текущие расходы бюджета. Если траты были нецелевыми, или не были выполнены в срок, то средства возвращаются обратно.

Этот вид закрепленных доходов создается из разных типов поступлений: дотаций, субсидий и субвенций.

Дотации - это определенный объем денег, которые выделяются бюджетами более высокого уровня при недостаточных закрепленных и регулирующих, чтобы сформировать нижестоящий бюджет в минимальном объеме. Они необходимы для возмещения расходов.

Назначение субвенций заключается в выравнивании социального и экономического развития региона. Если они не будут полностью израсходованы на указанные цели, то производится процедура возврата. Субвенции бывают текущими и инвестиционными.

Субсидии применяются для покрытия части целевых расходов.

Все эти выплаты применяются для устранения дефицита бюджетов любого уровня и уменьшения расходов по всем статьям.

Доходы от целевых бюджетных фондов

Понятие бюджетного фонда означает особую часть финансов бюджетной систем, которая контролируется и используется органами госвласти в целях поддержки приоритетных отраслей экономики государства.

Доходы от целевых бюджетных фондов

Термин «целевые бюджетные фонды» применяется с 1995 года, когда некоторыми внебюджетными фондами был получен подобный статус. Они предназначены для покрытия некоторых расходов госбюджета.

Деньги перечисляются в целевой бюджетный фонд из Федерального дорожного, экологического, социального развития, а также из Госфонда борьбы с преступностью.

Форма существования фонда определяет его тип:

  • целенаправленный;
  • резервный;
  • входящий в расписание трат бюджета.

Целевой бюджетный фонд характеризуется:

  • узким направлением деятельности;
  • формированием за счет отчислений, направленных на строго сформулированные цели;
  • конкретными направлениями перечислений;
  • связью между продолжительностью деятельности и временем на достижение цели.

Целевые бюджетные фонды предназначены для:

  • формирования финансовой основы для исполнения установленных целей бюджетной политики;
  • стимулирования развития государства в социальной и экономической сферах;
  • гарантирования применения выделенных средств по принятой схеме.

Соответствующие органы власти формируют средства из целевых бюджетных фондов согласно ФЗ о ФБ на предстоящий финансовый период. Деньги поступают в них благодаря налоговым и неналоговым отчислениям.

Единый социальный налог

Важным обязательством государства перед своими гражданами является обеспечение социальной защиты. Средства для пенсионных и социальных выплат на страхование и медицинскую помощь берутся в результате сборов единого социального налога. Так, налоговая служба занимается взиманием страховых платежей, предполагаемых для социальных фондов.

Плательщиками налогов для закрепленных доходов являются организации и ИП, которые производят выплаты физическим лицам за выполнение разных видов работ и услуг.

Налогом не облагаются:

  • пособия и компенсации физическим лицам;
  • выплаты за неиспользованный отпуск при увольнении;
  • страховки для сотрудников по договорам добровольного медицинского страхования действием менее года;
  • пособия по договору личного страхования на случай увечья или смерти сотрудника.

ЕСН не налагается на работников, являющихся инвалидами I - III группы. Для этого работодатель предъявляет в налоговую инспекцию соответствующие документы, подтверждающие факт назначения инвалидности.

Курс обмена валют

Курс валюты зависит от уровня спроса и предложения. Если первое превышает второе, то курс валют растет, а если наоборот - снижается. Спрос и предложение в свою очередь зависят от экономических и политических факторов. Особую роль играет деятельность ЦБ РФ в кредитно-финансовой сфере. Он регулирует уровень процентных ставок, котировки и прочие экономические показатели.

Из-за снижения ставок увеличивается количество денег, предприятия начинают брать дешевые кредиты на развитие производства. Такие меры могут приниматься для стимулирования экономики. Но в то же время они ведут к снижению ценности денег. Чтобы сделать их дороже, ЦБ повышает ставки. Из-за дешевизны денег усиливается инфляция, которая является процентом обесценивания денег.

Уровень процентной ставки, инфляции и колебаний валюты влияют на количество внешних инвестиций в экономику государства. Инвесторы скорее выбирают ту валюту, которая меньше подвержена резким колебаниям.

Но в то же время низкая инфляция хорошо влияет на валютный курс, а высокая обесценивает деньги. Инфляция - это показатель активности экономики. Чем она сильнее, тем большим количеством денег обладает население. Соответственно растет покупательская способность, повышается спрос на товары и услуги. Плюс устанавливаемые закрепленные налоговые доходы также увеличиваются.

Но из-за высокого спроса могут начать расти цены. Именно ЦБ занимается контролем уровня цен и инфляции, курсов валют. Получая информацию из макростатистики, ЦБ повышает ставки и интерес к валюте или снижает их и усиливает предложение на валюту.

Другими важными показателями являются ВВП, сведения о промышленном производстве, уровне безработицы, индексе цен и динамике продаж.

Обособленно идет платежный баланс - перечисление денег из одной страны в другую в качестве различных платежей. Если у него положительные показатели, то другие страны покупают товары и услуги этого государства. Если же отрицательный, то эта страна сама вынуждена покупать продукцию у других государств.

Популярные вопросы и ответы

Кто устанавливает нормы отчислений по бюджетам?

Этим вопросом занимаются органы представительной власти.

Одинаковы ли понятия «закрепленные» и «собственные» доходы?

Согласно финансовым федеральным законам РФ, эти термины отождествляются. Они образуются из налоговых и неналоговых отчислений, закрепленных за уровнем местных бюджетов.  

Оцените материал: 

Оценок: 1 (средняя 5 из 5)