Общее понятие закрепленных доходов. Виды, методы использования. Налоговые и неналоговые доходы
Исполнение бюджета - это долгий и сложный процесс. Он состоит из нескольких этапов и формируется из разных видов доходов: закрепленных и регулирующих. Первые составляют его основу, поэтому определение, что такое закрепленные доходы, является основополагающим при изучении структуры бюджетных доходов.

Содержание статьи:
Что же такое закрепленные доходы?
Государственный бюджет формируется из разных видов отчислений, основную часть которых составляют закрепленные и регулирующие доходы. Согласно определению в законодательстве, закрепленные доходы являются видами доходов, которые поступают в бюджет в четко установленном количестве согласно строго сформированной процентной ставке в течение длинного периода, но не менее 5 лет.

Регулирующие в свою очередь могут меняться и устанавливаются каждый раз на новый период во время утверждения госбюджета на следующие год. Они складываются из налоговых отчислений и прочих платежей, направляемых в бюджет. Их главное назначение - сбалансировать доходы и расходы.
Благодаря фиксированному разделению закрепленных доходов между бюджетами на разных уровнях повышается независимость частей бюджетной системы. Они закреплены БК РФ и законами о налогах и сборах.
Общая суть и использование закрепленных доходов
Государственный бюджет представляет собой четко сформированный порядок сбора и применения денежных ресурсов, рассчитанный на определенный финансовый период.
Государственный бюджет предназначен для выполнения следующих функций:
- регулирование денежных потоков в стране и укрепление связи между федеральным центром и субъектами;
- контроль деятельности правительства;
- определение параметров экономической политики;
- создание рамок деятельности для правительства.
Благодаря бюджету возможно контролировать потоки финансов на разных государственных уровнях и формировать важные показатели экономики.
Доходы бюджета завершают путь движения экономических потоков от разных финансовых сфер. А расходы начинают его.
Государственный бюджет формируется из следующих видов закрепленных доходов:
- пошлин и неналоговых сборов;
- акцизов;
- разных региональных и местных видов налогов.
В свою очередь статьи расходов составляют:
- промышленные и сельскохозяйственные;
- социальные выплаты;
- оборонный сектор;
- здравоохранение;
- госуправление;
- научные изыскания.
Если разницы между расходами и доходами нет, то бюджетная система сбалансирована. Если же есть отклонения в какую-либо сторону, то речь идет о дефиците и профиците.
При дефиците бюджета наблюдается отрицательная разница между расходами и доходами. Профицит, соответственно, наоборот, то есть когда доходных средств поступает больше, чем происходит расходов. Для покрытия отрицательной разницы в доходах и расходах применяются дополнительные средства. Сюда относятся внутренние и внешние способы финансирования.
В первом случае дефицит перекрывается:
- выпуском ценных бумаг;
- кредитами из других бюджетов;
- финансами ЦБ.
Чтобы сократить дефицит бюджета внешними методами, начинают продавать ценные бумаги на мировом рынке и кредитоваться в иностранных банках, организациях или правительствах. Эти методы могут применяться вместе и составляют общий объем.
Все поступающие закрепленные доходы бюджетов, согласно законодательству, разделяются на несколько категорий:
- от предприятий;
- от пользования собственностью, находящейся в государственном и муниципальном ведении;
- средства от внешнеэкономической, государственной деятельности;
- налоги с доходов граждан.
В зависимости от формы закрепленных доходов поступления бывают налоговыми, неналоговыми и безвозмездными.
Согласно порядку зачисления бюджетные доходы бывают закрепленные (собственные) и регулирующие. Первые означают средства, которые закреплены за определенным бюджетом в строго фиксированном количестве или процентном отчислении. Они поступают в бюджет на постоянной основе и составляют так называемый костяк госбюджета.
Они формируются из:
- налоговых отчислений, которые закреплены за бюджетами разных уровней и фондами РФ;
- неналоговых отчислений;
- безвозмездных перечислений от юридических лиц, фондов и международных организаций.
Регулирующие же нужны для выравнивания разницы между доходами и расходами. Они формируются на определенный финансовый период.
Налоговые доходы
Закрепленные налоговые доходы означают отчисления от разных видов налогообложения. Их размер рассчитывается на основе полученных данных за текущий период и прогнозируется на будущий.
Сюда относятся закрепленные налоги и сборы на имущество федерального, местного, регионального уровня, а также на продукцию, ввозимую в РФ, госпошлины, работу и услуги, осуществляемые в России, плюс штрафы при нарушении порядка уплаты налогов.
Несмотря на то, что собственные доходы бюджета не расходные и не подлежат детализации, в отчете видно, от какой отрасли идет больше налогов. На основании этих данных вносятся коррективы в законодательство налоговой системы РФ, чтобы привести расходы и доходы к равновесию.
После учета всех корректировок происходит планирование исполнения бюджета на следующий финансовый период. Это долгий и объемный процесс. Основы исполнения бюджетов определены в Бюджетном кодексе РФ в ст. 24. Цель этого процесса заключается в создании полноценного финансирования государственных мероприятий. Так оценивается деятельность исполнительных и представительных органов. В ходе этого процесса решаются следующие задачи:
- регуляция плановых отчислений в бюджеты;
- активизация резервов;
- организация экономного расхода государственных средств;
- контроль за финансовой дисциплиной.
Этой работой занимаются не только высшие гос. органы, но и министерства, ведомства, исполнительные органы, администрации субъектов РФ и местные организации.
Исполнение бюджетов происходит в трех главных направлениях:
- доходном;
- расходном;
- из источников средств для дефицита.
Все действия в рамках этого процесса определены Конституцией РФ и гражданским, бюджетным, налоговым и прочим кодексами.
Неналоговые зачисления
Неналоговые зачисления включают:
- Отчисления за пользование государственным или городским имуществом. Исключение составляет собственность в ведении автономных организаций, унитарных и казенных;
- Деньги от реализации имущества;
- Отчисления от прибыли платной сферы услуг;
- Средства, взимаемые при штрафах, компенсациях, комиссиях, в счет возмещения вреда;
- Отчисления с самообложения населения.

Все финансы сначала поступают в банки, специальные кассы и кредитные организации, затем все поступившие доходы перечисляются на счета соответствующих фондов.
Исполнение закрепленных бюджетов по доходам включает:
- перевод поступивших на счет бюджета доходов;
- расписание регулирующих доходов согласно утвержденному бюджету;
- возврат лишних сумм, перечисленных в бюджет;
- контроль за учетом и отчетами о доходах бюджета.
Неналоговые доходы
Все отчисления направляются в определенные бюджеты, которые установлены нормативными актами. Ответственные службы контролируют, чтобы неналоговые отчисления оплачивались вовремя и в соответствии с нормативным актом. Если закрепленные доходы не вносятся в установленный период или внесены не полностью, то их возмещение происходит принудительно. Срок на оплату просрочки - 3 суток для физических лиц, а для юридических - до 6 лет. Вопросами раскрытия налоговых преступлений занимается Федеральная налоговая полиция.
Излишки закрепленных доходов в бюджете перераспределяются для других платежей или возвращаются.
За просрочку внесения налоговых отчислений назначаются штрафы и санкции.
Безвозмездные зачисления
Часть закрепленных доходов бюджета поступает из безвозмездных зачислений. Эти выплаты включают:
- социальные выплаты из бюджетов других уровней;
- финансовую поддержку местным властям от государства на конкретный период времени и для определенных целей;
- межбюджетные трансферты;
- добровольные отчисления от физических и юридических лиц, а также международных организаций, правительств других государств, различные пожертвования.
Безвозмездные зачисления в структуре закрепленных и регулирующих доходов применяются для регулирования разницы при возникновении дефицита.
Безвозмездные перечисления
Безвозмездные перечисления предоставляются на определенные текущие расходы бюджета. Если траты были нецелевыми, или не были выполнены в срок, то средства возвращаются обратно.
Этот вид закрепленных доходов создается из разных типов поступлений: дотаций, субсидий и субвенций.
Дотации - это определенный объем денег, которые выделяются бюджетами более высокого уровня при недостаточных закрепленных и регулирующих, чтобы сформировать нижестоящий бюджет в минимальном объеме. Они необходимы для возмещения расходов.
Назначение субвенций заключается в выравнивании социального и экономического развития региона. Если они не будут полностью израсходованы на указанные цели, то производится процедура возврата. Субвенции бывают текущими и инвестиционными.
Субсидии применяются для покрытия части целевых расходов.
Все эти выплаты применяются для устранения дефицита бюджетов любого уровня и уменьшения расходов по всем статьям.
Доходы от целевых бюджетных фондов
Понятие бюджетного фонда означает особую часть финансов бюджетной систем, которая контролируется и используется органами госвласти в целях поддержки приоритетных отраслей экономики государства.

Термин «целевые бюджетные фонды» применяется с 1995 года, когда некоторыми внебюджетными фондами был получен подобный статус. Они предназначены для покрытия некоторых расходов госбюджета.
Деньги перечисляются в целевой бюджетный фонд из Федерального дорожного, экологического, социального развития, а также из Госфонда борьбы с преступностью.
Форма существования фонда определяет его тип:
- целенаправленный;
- резервный;
- входящий в расписание трат бюджета.
Целевой бюджетный фонд характеризуется:
- узким направлением деятельности;
- формированием за счет отчислений, направленных на строго сформулированные цели;
- конкретными направлениями перечислений;
- связью между продолжительностью деятельности и временем на достижение цели.
Целевые бюджетные фонды предназначены для:
- формирования финансовой основы для исполнения установленных целей бюджетной политики;
- стимулирования развития государства в социальной и экономической сферах;
- гарантирования применения выделенных средств по принятой схеме.
Соответствующие органы власти формируют средства из целевых бюджетных фондов согласно ФЗ о ФБ на предстоящий финансовый период. Деньги поступают в них благодаря налоговым и неналоговым отчислениям.
Единый социальный налог
Важным обязательством государства перед своими гражданами является обеспечение социальной защиты. Средства для пенсионных и социальных выплат на страхование и медицинскую помощь берутся в результате сборов единого социального налога. Так, налоговая служба занимается взиманием страховых платежей, предполагаемых для социальных фондов.
Плательщиками налогов для закрепленных доходов являются организации и ИП, которые производят выплаты физическим лицам за выполнение разных видов работ и услуг.
Налогом не облагаются:
- пособия и компенсации физическим лицам;
- выплаты за неиспользованный отпуск при увольнении;
- страховки для сотрудников по договорам добровольного медицинского страхования действием менее года;
- пособия по договору личного страхования на случай увечья или смерти сотрудника.
ЕСН не налагается на работников, являющихся инвалидами I - III группы. Для этого работодатель предъявляет в налоговую инспекцию соответствующие документы, подтверждающие факт назначения инвалидности.
Курс обмена валют
Курс валюты зависит от уровня спроса и предложения. Если первое превышает второе, то курс валют растет, а если наоборот - снижается. Спрос и предложение в свою очередь зависят от экономических и политических факторов. Особую роль играет деятельность ЦБ РФ в кредитно-финансовой сфере. Он регулирует уровень процентных ставок, котировки и прочие экономические показатели.
Из-за снижения ставок увеличивается количество денег, предприятия начинают брать дешевые кредиты на развитие производства. Такие меры могут приниматься для стимулирования экономики. Но в то же время они ведут к снижению ценности денег. Чтобы сделать их дороже, ЦБ повышает ставки. Из-за дешевизны денег усиливается инфляция, которая является процентом обесценивания денег.
Уровень процентной ставки, инфляции и колебаний валюты влияют на количество внешних инвестиций в экономику государства. Инвесторы скорее выбирают ту валюту, которая меньше подвержена резким колебаниям.
Но в то же время низкая инфляция хорошо влияет на валютный курс, а высокая обесценивает деньги. Инфляция - это показатель активности экономики. Чем она сильнее, тем большим количеством денег обладает население. Соответственно растет покупательская способность, повышается спрос на товары и услуги. Плюс устанавливаемые закрепленные налоговые доходы также увеличиваются.
Но из-за высокого спроса могут начать расти цены. Именно ЦБ занимается контролем уровня цен и инфляции, курсов валют. Получая информацию из макростатистики, ЦБ повышает ставки и интерес к валюте или снижает их и усиливает предложение на валюту.
Другими важными показателями являются ВВП, сведения о промышленном производстве, уровне безработицы, индексе цен и динамике продаж.
Обособленно идет платежный баланс - перечисление денег из одной страны в другую в качестве различных платежей. Если у него положительные показатели, то другие страны покупают товары и услуги этого государства. Если же отрицательный, то эта страна сама вынуждена покупать продукцию у других государств.
Популярные вопросы и ответы
Кто устанавливает нормы отчислений по бюджетам?
Этим вопросом занимаются органы представительной власти.
Одинаковы ли понятия «закрепленные» и «собственные» доходы?
Согласно финансовым федеральным законам РФ, эти термины отождествляются. Они образуются из налоговых и неналоговых отчислений, закрепленных за уровнем местных бюджетов.