Общее понятие закрепленных доходов. Виды, методы использования. Налоговые и неналоговые доходы

Исполнение бюджета - это долгий и сложный процесс. Он состоит из нескольких этапов и формируется из разных видов доходов: закрепленных и регулирующих. Первые составляют его основу, поэтому определение, что такое закрепленные доходы, является основополагающим при изучении структуры бюджетных доходов.


Что включает понятие закрепленные доходы, каковы способы их применения

Что же такое закрепленные доходы?

Государственный бюджет формируется из разных видов отчислений, основную часть которых составляют закрепленные и регулирующие доходы. Согласно определению в законодательстве, закрепленные доходы являются видами доходов, которые поступают в бюджет в четко установленном количестве согласно строго сформированной процентной ставке в течение длинного периода, но не менее 5 лет.


Что же такое закрепленные доходы

Регулирующие в свою очередь могут меняться и устанавливаются каждый раз на новый период во время утверждения госбюджета на следующие год. Они складываются из налоговых отчислений и прочих платежей, направляемых в бюджет. Их главное назначение - сбалансировать доходы и расходы.

Благодаря фиксированному разделению закрепленных доходов между бюджетами на разных уровнях повышается независимость частей бюджетной системы. Они закреплены БК РФ и законами о налогах и сборах.

Общая суть и использование закрепленных доходов

Государственный бюджет представляет собой четко сформированный порядок сбора и применения денежных ресурсов, рассчитанный на определенный финансовый период.

Государственный бюджет предназначен для выполнения следующих функций:

  • регулирование денежных потоков в стране и укрепление связи между федеральным центром и субъектами;
  • контроль деятельности правительства;
  • определение параметров экономической политики;
  • создание рамок деятельности для правительства.

Благодаря бюджету возможно контролировать потоки финансов на разных государственных уровнях и формировать важные показатели экономики.

Доходы бюджета завершают путь движения экономических потоков от разных финансовых сфер. А расходы начинают его.

Государственный бюджет формируется из следующих видов закрепленных доходов:

  • пошлин и неналоговых сборов;
  • акцизов;
  • разных региональных и местных видов налогов.

В свою очередь статьи расходов составляют:

  • промышленные и сельскохозяйственные;
  • социальные выплаты;
  • оборонный сектор;
  • здравоохранение;
  • госуправление;
  • научные изыскания.

Если разницы между расходами и доходами нет, то бюджетная система сбалансирована. Если же есть отклонения в какую-либо сторону, то речь идет о дефиците и профиците.

При дефиците бюджета наблюдается отрицательная разница между  расходами и доходами. Профицит, соответственно, наоборот, то есть когда доходных средств поступает больше, чем происходит расходов. Для покрытия отрицательной разницы в доходах и расходах применяются дополнительные средства. Сюда относятся внутренние и внешние способы финансирования.

В первом случае дефицит перекрывается:

  • выпуском ценных бумаг;
  • кредитами из других бюджетов;
  • финансами ЦБ.

Чтобы сократить дефицит бюджета внешними методами, начинают продавать ценные бумаги на мировом рынке и кредитоваться в иностранных банках, организациях или правительствах. Эти методы могут применяться вместе и составляют общий объем.

Все поступающие закрепленные доходы бюджетов, согласно законодательству, разделяются на несколько категорий:

  • от предприятий;
  • от пользования собственностью, находящейся в государственном и муниципальном ведении;
  • средства от внешнеэкономической, государственной деятельности;
  • налоги с доходов граждан.

В зависимости от формы закрепленных доходов поступления бывают налоговыми, неналоговыми и безвозмездными.

Согласно порядку зачисления бюджетные доходы бывают закрепленные (собственные) и регулирующие. Первые означают средства, которые закреплены за определенным бюджетом в строго фиксированном количестве или процентном отчислении. Они поступают в бюджет на постоянной основе и составляют так называемый костяк госбюджета.

Они формируются из:

  • налоговых отчислений, которые закреплены за бюджетами разных уровней и фондами РФ;
  • неналоговых отчислений;
  • безвозмездных перечислений от юридических лиц, фондов и международных организаций.

Регулирующие же нужны для выравнивания разницы между доходами и расходами. Они формируются на определенный финансовый период.

Налоговые доходы

Закрепленные налоговые доходы означают отчисления от разных видов налогообложения. Их размер рассчитывается на основе полученных данных за текущий период и прогнозируется на будущий.

Сюда относятся закрепленные налоги и сборы на имущество федерального, местного, регионального уровня, а также на продукцию, ввозимую в РФ, госпошлины, работу и услуги, осуществляемые в России, плюс штрафы при нарушении порядка уплаты налогов.

Несмотря на то, что собственные доходы бюджета не расходные и не подлежат детализации, в отчете видно, от какой отрасли идет больше налогов. На основании этих данных вносятся коррективы в законодательство налоговой системы РФ, чтобы привести расходы и доходы к равновесию.

После учета всех корректировок происходит планирование исполнения бюджета на следующий финансовый период. Это долгий и объемный процесс. Основы исполнения бюджетов определены в Бюджетном кодексе РФ в ст. 24. Цель этого процесса заключается в создании полноценного финансирования государственных мероприятий. Так оценивается деятельность исполнительных и представительных органов. В ходе этого процесса решаются следующие задачи:

  • регуляция плановых отчислений в бюджеты;
  • активизация резервов;
  • организация экономного расхода государственных средств;
  • контроль за финансовой дисциплиной.

Этой работой занимаются не только высшие гос. органы, но и министерства, ведомства, исполнительные органы, администрации субъектов РФ и местные организации.

Исполнение бюджетов происходит в трех главных направлениях:

  • доходном;
  • расходном;
  • из источников средств для дефицита.

Все действия в рамках этого процесса определены Конституцией РФ и гражданским, бюджетным, налоговым и прочим кодексами.

Неналоговые зачисления

Неналоговые зачисления включают:

  • Отчисления за пользование государственным или городским имуществом. Исключение составляет собственность в ведении автономных организаций, унитарных и казенных;
  • Деньги от реализации имущества;
  • Отчисления от прибыли платной сферы услуг;
  • Средства, взимаемые при штрафах, компенсациях, комиссиях, в счет возмещения вреда;
  • Отчисления с самообложения населения.


Неналоговые зачисления

Все финансы сначала поступают в банки, специальные кассы и кредитные организации, затем все поступившие доходы перечисляются на счета соответствующих фондов.

Исполнение закрепленных бюджетов по доходам включает:

  • перевод поступивших на счет бюджета доходов;
  • расписание регулирующих доходов согласно утвержденному бюджету;
  • возврат лишних сумм, перечисленных в бюджет;
  • контроль за учетом и отчетами о доходах бюджета.

Неналоговые доходы

Все отчисления направляются в определенные бюджеты, которые установлены нормативными актами. Ответственные службы контролируют, чтобы неналоговые отчисления оплачивались вовремя и в соответствии с нормативным актом. Если закрепленные доходы не вносятся в установленный период или внесены не полностью, то их возмещение происходит принудительно. Срок на оплату просрочки - 3 суток для физических лиц, а для юридических - до 6 лет. Вопросами раскрытия налоговых преступлений занимается Федеральная налоговая полиция.

Излишки закрепленных доходов в бюджете перераспределяются для других платежей или возвращаются.

За просрочку внесения налоговых отчислений назначаются штрафы и санкции.

Безвозмездные зачисления

Часть закрепленных доходов бюджета поступает из безвозмездных зачислений. Эти выплаты включают:

  • социальные выплаты из бюджетов других уровней;
  • финансовую поддержку местным властям от государства на конкретный период времени и для определенных целей;
  • межбюджетные трансферты;
  • добровольные отчисления от физических и юридических лиц, а также международных организаций, правительств других государств, различные пожертвования.

Безвозмездные зачисления в структуре закрепленных и регулирующих доходов применяются для регулирования разницы при возникновении дефицита.

Безвозмездные перечисления

Безвозмездные перечисления предоставляются на определенные текущие расходы бюджета. Если траты были нецелевыми, или не были выполнены в срок, то средства возвращаются обратно.

Этот вид закрепленных доходов создается из разных типов поступлений: дотаций, субсидий и субвенций.

Дотации - это определенный объем денег, которые выделяются бюджетами более высокого уровня при недостаточных закрепленных и регулирующих, чтобы сформировать нижестоящий бюджет в минимальном объеме. Они необходимы для возмещения расходов.

Назначение субвенций заключается в выравнивании социального и экономического развития региона. Если они не будут полностью израсходованы на указанные цели, то производится процедура возврата. Субвенции бывают текущими и инвестиционными.

Субсидии применяются для покрытия части целевых расходов.

Все эти выплаты применяются для устранения дефицита бюджетов любого уровня и уменьшения расходов по всем статьям.

Доходы от целевых бюджетных фондов

Понятие бюджетного фонда означает особую часть финансов бюджетной систем, которая контролируется и используется органами госвласти в целях поддержки приоритетных отраслей экономики государства.


Доходы от целевых бюджетных фондов

Термин «целевые бюджетные фонды» применяется с 1995 года, когда некоторыми внебюджетными фондами был получен подобный статус. Они предназначены для покрытия некоторых расходов госбюджета.

Деньги перечисляются в целевой бюджетный фонд из Федерального дорожного, экологического, социального развития, а также из Госфонда борьбы с преступностью.

Форма существования фонда определяет его тип:

  • целенаправленный;
  • резервный;
  • входящий в расписание трат бюджета.

Целевой бюджетный фонд характеризуется:

  • узким направлением деятельности;
  • формированием за счет отчислений, направленных на строго сформулированные цели;
  • конкретными направлениями перечислений;
  • связью между продолжительностью деятельности и временем на достижение цели.

Целевые бюджетные фонды предназначены для:

  • формирования финансовой основы для исполнения установленных целей бюджетной политики;
  • стимулирования развития государства в социальной и экономической сферах;
  • гарантирования применения выделенных средств по принятой схеме.

Соответствующие органы власти формируют средства из целевых бюджетных фондов согласно ФЗ о ФБ на предстоящий финансовый период. Деньги поступают в них благодаря налоговым и неналоговым отчислениям.

Единый социальный налог

Важным обязательством государства перед своими гражданами является обеспечение социальной защиты. Средства для пенсионных и социальных выплат на страхование и медицинскую помощь берутся в результате сборов единого социального налога. Так, налоговая служба занимается взиманием страховых платежей, предполагаемых для социальных фондов.

Плательщиками налогов для закрепленных доходов являются организации и ИП, которые производят выплаты физическим лицам за выполнение разных видов работ и услуг.

Налогом не облагаются:

  • пособия и компенсации физическим лицам;
  • выплаты за неиспользованный отпуск при увольнении;
  • страховки для сотрудников по договорам добровольного медицинского страхования действием менее года;
  • пособия по договору личного страхования на случай увечья или смерти сотрудника.

ЕСН не налагается на работников, являющихся инвалидами I - III группы. Для этого работодатель предъявляет в налоговую инспекцию соответствующие документы, подтверждающие факт назначения инвалидности.

Курс обмена валют

Курс валюты зависит от уровня спроса и предложения. Если первое превышает второе, то курс валют растет, а если наоборот - снижается. Спрос и предложение в свою очередь зависят от экономических и политических факторов. Особую роль играет деятельность ЦБ РФ в кредитно-финансовой сфере. Он регулирует уровень процентных ставок, котировки и прочие экономические показатели.

Из-за снижения ставок увеличивается количество денег, предприятия начинают брать дешевые кредиты на развитие производства. Такие меры могут приниматься для стимулирования экономики. Но в то же время они ведут к снижению ценности денег. Чтобы сделать их дороже, ЦБ повышает ставки. Из-за дешевизны денег усиливается инфляция, которая является процентом обесценивания денег.

Уровень процентной ставки, инфляции и колебаний валюты влияют на количество внешних инвестиций в экономику государства. Инвесторы скорее выбирают ту валюту, которая меньше подвержена резким колебаниям.

Но в то же время низкая инфляция хорошо влияет на валютный курс, а высокая обесценивает деньги. Инфляция - это показатель активности экономики. Чем она сильнее, тем большим количеством денег обладает население. Соответственно растет покупательская способность, повышается спрос на товары и услуги. Плюс устанавливаемые закрепленные налоговые доходы также увеличиваются.

Но из-за высокого спроса могут начать расти цены. Именно ЦБ занимается контролем уровня цен и инфляции, курсов валют. Получая информацию из макростатистики, ЦБ повышает ставки и интерес к валюте или снижает их и усиливает предложение на валюту.

Другими важными показателями являются ВВП, сведения о промышленном производстве, уровне безработицы, индексе цен и динамике продаж.

Обособленно идет платежный баланс - перечисление денег из одной страны в другую в качестве различных платежей. Если у него положительные показатели, то другие страны покупают товары и услуги этого государства. Если же отрицательный, то эта страна сама вынуждена покупать продукцию у других государств.

Популярные вопросы и ответы

Кто устанавливает нормы отчислений по бюджетам?

Этим вопросом занимаются органы представительной власти.

Одинаковы ли понятия «закрепленные» и «собственные» доходы?

Согласно финансовым федеральным законам РФ, эти термины отождествляются. Они образуются из налоговых и неналоговых отчислений, закрепленных за уровнем местных бюджетов.