Что такое кейс-интервью? Правила проведения, виды + примеры.

Главная  \  Деловой мир  \  Личностное развитие

Часто соискатели имеют свои представления о грядущем собеседовании, заранее готовятся к нему. HR-менеджеры и кадровики со своей стороны, стремятся всесторонне оценивать навыки и способности кандидатов. Но диалогу может помешать излишняя скромность или самоуверенность, желание произвести впечатление. Для более точного анализа был изобретен метод case-интервью, который используется почти столетие, с 1924 года.

Проведение кейс-интервью Проведение кейс-интервью

Понятие кейс (case) интервью

Кейс – это смоделированная ситуация, в которой требуется самостоятельно найти лучшее решение вопроса. Нередко соискателю дают меньше информации, чем необходимо, или дополняют лишними подробностями. Вариантов поведения всегда несколько, как минимум: верный и не верный, но в пользу каждого говорят те или иные факторы. Какие, кроме этого есть виды интервью при приеме на работу:

  • Структурированное – типовой опросник;
  • Проективное. Проекции образов людей, почему одни строят карьеру, а другие нет;
  • Шок-вопросы. В основном применяется для операторов call-центров, секретарей;
  • Для креативных сотрудников.

Кейс-интервью может сочетаться с другими приемами, или включать их в себя, например: решение конфликтных ситуаций.

Значение и применение кейсов при приеме на работу

Эйчар не может полагаться только на резюме и личную информацию, предоставленную соискателем. Каждый потенциальный сотрудник старается представить себя в лучшем свете: нацелен на результат, стрессоустойчив ­– указано почти в каждой анкете. Но так ли это на самом деле? Смоделированные ситуации помогут выяснить:

  • Уровень коммуникативных навыков;
  • Скорость принятия решений;
  • Используемые модели поведения: выбор между прибылью сейчас или долгосрочным сотрудничеством и др.;
  • Нацеленность на результат в сложных ситуациях;
  • Отношение к конфликтам;
  • Нестандартное мышление.

Сначала следует установить, как будущий сотрудник воспринимает штатные рабочие ситуации, затем используются кейсы, содержащие потенциал для поиска уникальных ответов. Оценка нескольких кандидатов по одной схеме позволяет выявить лучшего.

Какие бывают бизнес-кейсы

В зависимости от целей, НR-специалист выбирает не только вопросы для интервью о работе, но и способ проведения. Он может быть персональным или командным, устным или письменым.

Одиночные

Тестирование может проводиться удаленно или лично. Претендент получает ссылку на портал ассессмента и выполняет задания в комфортных для себя условиях. Данный тип оценки включает российские и международные стандарты, анализ психологических характеристик, может проводиться сторонними кадровыми агентствами.

Групповые

Собрать слаженный коллектив – не самая первостепенная задача компании, но все же, важная. Деловые ролевые игры показывают умение работать в команде и содержат элементы конкурентной борьбы. Кейсы похожи на индивидуальные, но сейчас кандидату предстоит работать в связке с незнакомыми людьми, которые претендуют на ту же вакансию. При этом, для одной должности будет необходимым условием исполнительность, а для другой – нестандартное мышление и влияние на остальных членов команды

Кейс-интервью для госслужащих

На базе МГУУ Правительства Москвы в 2011 была создана модель компетенции чиновника. Личное интервью дополнено несколькими инструментами:

  • Тесты на умение анализировать большой объем информации, знание законов, языков, компьютерных программ, норм права;
  • Деловые игры для анализа управленческих навыков;
  • Кейсы по планированию и распределению ресурсов.

В индивидуальных беседах вопросы построены таким образом, чтоб можно было оценить правосознание, коррупционные риски, приверженность личным интересам.

Какие бывают бизнес-кейсы

Анализ кейсов

Кейс-стади (case study) – сложный метод научного анализа, разработан Чикагской школой. Изначально он базировался на структурировании информации с помощью обобщения и сравнения с нормой, выделения уникального, изучения связей. В HR соискатель выполняет тестовые задания. Например, вручают папку с документами: бухгалтерские отчеты, результаты маркетинговых исследований, и обозначают задачу. Решение нужно представить в письменном или устном виде, аргументируя ход своих мыслей.

Ситуационное тестирование

Чаще всего, моделируются случаи, в которых действовать нужно быстро. Происходит нечто такое, к чему сотрудник мог быть не готов, например, клиент приходит на переговоры раньше, создается конфликтная ситуация, выясняется, что в расчетах была допущена серьезная ошибка.

Примеры ситуационных тестов

Как правило, проведение интервью включает в себя несколько вопросов, для выявления соответствия кандидата должности. Допустим, цель HR: будущий сотрудник должен владеть навыками делового общения, уметь разрешать конфликтные ситуации и управлять временем. Возможные примеры кейсов для соискателя:

  • Ответы на запрос клиента;
  • Чем следует заканчивать продажу;
  • Клиент в нецензурных выражениях высказывает недовольство. Ошибка была совершена на этапе отгрузки, и лично Вы в этом не виноваты. Плохо, если сотрудник начнет обвинять других, пытаться дать клиенту контакты виновного. Хорошо, если он постарается уверить клиента, что решение будет найдено в такой-то срок и будет способствовать урегулированию конфликта;
  • Клиент просит доработать проект, договор, начальник требует отчет, времени на все не хватает. Сотрудник может принять решение из страха, что начальство сочтет его некомпетентным. Правильный вывод можно сделать после выяснения обстоятельств и срочности обоих вариантов.

Кейсы всегда связаны с будущими должностными обязанностями, и выявляют способности, которые потребуются сотруднику в работе:

  • Какая целевая аудитория у этого продукта;
  • Как оценить эффективность рекламы;
  • Опишите идеального подчиненного;
  • Вы узнаете, что коллега совершает недобросовестные поступки, пользуясь должностным положением;
  • Для выполнения поставленного плана вы собираетесь совершить определенные действия, однако руководитель говорит, что требуется делать совсем другое.

Светлана Иванова, автор методик HR создала кейс «Абсурдный продукт». В соотношении товар/цена что-то одно совершенно неадекватно. Например, шампунь, ухудшающий состояние волос, кекс, который стоит в три раза дороже аналогов. Также, могут использоваться брейнтизеры – специальные головоломки, в которых требуется анализ ситуации.

Типичные ошибки при прохождении интервью

Иногда создается видимость, что собеседование прошло хорошо, HR-менеджер вел себя доброжелательно, но впоследствии наступает гнетущая неизвестность. Что было сделано неправильно? Как пройти интервью? Почему кандидат кажется эйчару неподходящим:

  • При подготовке к беседе соискатель создал собственные кейсы, так сказать, смоделировал ситуацию. В результате ему сложно включиться, когда вопросы задают спонтанно. Даже если прогноз оказался точным, может быть заметна заранее проигранная реакция;
  • Чрезмерная амбициозность, хвастовство так же вредно как зажатость и скромность;
  • Несоответствие должности: подчиненный отвечает на вопросы так, словно заявлялся на руководящий пост, и наоборот, будущий руководитель старается выглядеть подчиненным.
  • Обвинение в собственных неудачах других;
  • Личная информация, не являющаяся ценной: данные о прошлой работе или коллективе, рассказы о семье;
  • Неграмотная речь, использование слабых словосочетаний: меня назначили, отправили, закрытые вопросы.

Секреты case интервью и советы для подготовки

Как решать кейсы на интервью правильно? Желательно быть готовым к тому, что в момент беседы будет предложено решить несколько кейсов. Вопрос может содержать недостаточную или лишнюю информацию, этот вариант так же следует рассматривать как вероятный.

  • Выявить структуру кейса, какая информация является ключевой, при необходимости задать уточняющие вопросы. Также следует поступить, если вопрос излишне сложно сформулирован или непонятен. Не нужно слово в слово повторять за интервьюером. Лучше выбрать такой вариант: правильно ли я понимаю?
  • Для решения сложных кейсов лучше выявлять цели: таким образом, мы увеличим прибыль? Один вопрос может иметь несколько целей;
  • Подтверждайте выводы анализом информации;
  • Излагайте информацию структурированно;
  • Как можно чаще практикуйтесь;
  • Не стоит пытаться показать себя только с хорошей стороны, отсутствие недостатков вызовет недоверие, норма: признание своих слабых сторон и готовность работать над ними;

К каждой вакансии существует свой набор требований. Различные кейсы для продавцов, маркетологов, руководителей, и даже администраторов можно найти в интернете. Но это не экзамен по билетам, их не нужно заучивать, будет заметно, если соискатель начнет вспоминать заранее прочитанные ответы. На собеседовании ждут естественной открытости, доброжелательности, стремления справляться с будущими обязанностями. Полезно упражняться с помощью брейнтизеров. Эти небольшие задачки натренируют мозг на принятие быстрых, логически обоснованных решений.

Некоторые должности предполагают работу с иностранными партнерами. Как пройти интервью на английском? Западные компании поощряют высокие ценности, а вот с горькой долей, скучными серыми буднями, начальниками-деспотами там не знакомы. Ответы должны быть краткими, но развернутыми. Будет важно личное отношение к компании и почему был проявлен интерес к этой вакансии. В таких случаях лучше выразить одобрение каким-либо результатам деятельности, чем говорить о близости офиса к дому.

Заключение

Кейс-интервью может уравнять шансы специалиста с опытом и только начинающего карьеру. Компании кадрового консалтинга ставят на первое место результаты ассессмента. Пренебрегая подготовкой к собеседованию, уповая на умение импровизировать и личную харизму, соискатель рискует упустить возможность и потратить лишнее время на поиски другой. Изучение предполагаемых кейсов, возможно, укажет на некоторые пробелы, подготовит не только к собеседованию, но и к новым задачам.

Оцените материал: 

Оценок: 4 (средняя 4 из 5)





Читайте также